Музыкальный руководитель

График работы

Вторник

Четверг

8.00-12.15
Среда 14.35-16.50

 

График проведения консультаций

на 2023/2024 учебный год

     Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Возрастная группа

Сентябрь

Музыкальные занятия как средство развития связной речи воспитанников

 

 

консультация

Все группы,

Октябрь

Использование репертуара музыкальных занятий в самостоятельной художественной деятельности, которой руководит воспитатель

консультация

Все группы

Ноябрь

 Использование фольклора на музыкальных занятиях

консультация

все группы

Декабрь

Роль воспитателя дошкольного образования на занятиях по образовательной области «Музыкальное искусство»

консультация

все группы

Январь

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

консультация

все группы

Февраль

Использование музыкальных произведений для слушания в режимных моментах

Рекомендации

все группы

Март

 «Музыка в трудовом воспитании детей дошкольного возраста».

консультация

все группы

Апрель

Создание музыкально-развивающей среды в группах

рекомендации

все группы

Май

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике.

консультация

все группы

 

 

 

Консультация

«Использование фольклора

на музыкальных занятиях»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Эльяшевич Е.А.

Фольклор - это народная мудрость.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение.  Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке.

 Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами  на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков — русской народной культуры.

Близостью народного искусства  детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей.

Включая в музыкальные занятия  детский фольклор, можно привить любовь  к народным традициям .

Досуги, которые проводятся во второй половине дня , разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок  имеют фольклорную основу: например,

  • Театрализованное представление русской народной сказки «Репка»;
  • Весенний праздник по мотивам русской сказки «Волк и семеро козлят» на новый лад.

Музыкальный фольклор-явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

 - Народная песня.

 - Народная хореография.                           

 - Народные игры.

 - Народные музыкальные инструменты.

Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков.

  1. Элементарные музыкальные инструменты:

 Пищалка, жужжалка.

  1. Духовые инструменты:

 Флейта,  свирель, глиняные свистульки.

  1. Струнные инструменты:

 Балалайка, гусли.

  1. Ударно – шумовые инструменты:

 Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки) .

Народные инструменты используются на занятиях, начиная со средней группы.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Народные игры используются на занятиях, на фольклорных праздниках.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры  оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают  интерес к народному творчеству.

Народные танцы на занятиях  используются с младшей группы.

  Фольклорная  музыка для детских танцев   должна  обладать рядом особенностей:

 - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

 -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

 - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).

Народная песня на занятиях

Детские песни которые  используются  в работе поделены на 4 группы:

  • песни диалогические;
  • песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);
  • песни с припевом;
  • песни-перегудки.

Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.

С русскими народными, с белорусскими народными песнями и мелодиями дети  начинают  знакомиться  уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа

Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.

В нашем детском саду предметно –развивающая среда  и интерьеры музыкального зала оформлены с целью привить детям любовь к народным традициям.

Использование музыкального  фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора.

Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.

Список литературы:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2022.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.
  3. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.

 

 

Консультация

«Использование репертуара музыкальных занятий в самостоятельной художественной деятельности, которой руководит воспитатель»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Эльяшевич Е.А.

 

Доминирующее значение приобретает проблема всестороннего развития личности ребенка, его эмоционально – волевой сферы, индивидуальности в условиях реформирования системы дошкольного воспитания и образования.

       Анализ литературы и практический опыт педагогической деятельности по музыкальному воспитанию дошкольников позволили сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов воздействия на формирование личности дошкольника является празднично – игровая деятельность, которая отличается комплексным воздействием всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание ребенка. Таким образом, празднично – игровая деятельность создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

       Однако, в массовой практике еще наблюдается ряд недостатков по организации празднично – игровой деятельности. Основным из них является «концертно-показательный» подход к созданию праздника, превращающий утренник в отчет детей перед родителями, а подготовку – в бесконечную череду репетиций; праздники проводятся по определенной схеме, ограничивающей деятельность строгими рамками сценария и, как следствие, выхолащивающих у детей эстетические чувства. Насущной проблемой остается перенасыщенность музыкального репертуара.

Все изложенное приводит к осознанию того, что необходим качественно иной уровень подхода к процессу создания праздника. Чтобы разрешить противоречие между значимостью празднично – игровой деятельности для эмоционально – личностного развития ребенка и недостаточной проработкой процесса подготовки и проведения праздника.

Практика показала, что необходимым условием для самореализации детей через празднично-игровую деятельность является их максимальное вовлечение в музыкальную творческую деятельность. Опыт предусматривает, что ролевое участие каждого ребенка в праздничном действии достигается, если следовать следующим рекомендациям:

  • Использование коллективного исполнения номеров (песен, танцев, хороводов, игры на инструментах).
  • Включение в программу сольного исполнения или в ансамбле.
  • Сочетание в одном номере коллективного и индивидуального исполнения (солисты и хор).
  • Сочетание разных видов музыкальной деятельности в одном номере (солистам аккомпанирует группа музыкантов; танец – дополнение к песне; «оркестранты» задают ритм танцевальному коллективу).

Решая актуальную проблему  перенасыщенности репертуара на праздниках,  выбор репертуара строится, опираясь на  следующие принципы:

  • Репертуар должен отвечать воспитательно-образовательным задачам.
  • Иметь художественную ценность.
  • Вызывать у воспитанников положительные эмоции своей яркостью и эмоциональностью.
  • Состоять из знакомых произведений, включая только 1-2 новых.
  • Включать повторно в праздничную программу любимые песни, танцы из «музыкальной коллекции» воспитанников (что особенно важно для успешного развития детей, усваивающих все новое медленнее)
  • Включать в сценарий поисковый материал (например, импровизация «Танца снежных хлопьев», «Вальса с мамой», сочинение «песен – приглашений», «пробуждалок» и так далее).

     Систематизированы и разработаны различные варианты использования музыкального репертуара, базирующегося на вышеизложенных принципах. Рассмотрим некоторые из них.

     В начале года планируется так называемый «дежурный репертуар», который доступен детям, интересен, позволяет развить их музыкальные способности. Основное отличие «дежурного репертуара» в его многофункциональности, он может украсить праздник любой тематики (русские народные песни, песни о дружбе, хорошем настроении, песни-сказки, танцы, которые можно исполнять с различной атрибутикой и повторять несколько раз, но по-новому). Как показывает практика, старшие дошкольники с удовольствием исполняют на «личных» праздниках репертуар, накопленный с младшей группы, а для совместных развлечений с малышами он незаменим. Старшие дети чувствуют себя взрослыми наставниками и помощниками, исполняя вместе малышами давно любимые песни, танцы. Наблюдения свидетельствуют, что  дети любят повторять помногу раз то, что им понравилось, кроме того, при повторении репертуара через некоторое время (2-6 месяцев) воспитанники чувствуют себя более уверенно. Повторное исполнение  музыкальных произведений дает возможность детям обмениваться ролями. Например, те  дети, которые ранее аккомпанировали танцорам, могут выбрать другой вид деятельности и проявить свои способности в движении.

         Следующие примеры  подбора репертуара для празднично-игровой деятельности нацелены на то, чтобы объединить совместным творчеством детей и родителей, дать раскрыться каждому ребенку в любимом виде деятельности и избежать традиционных предпраздничных репетиций.   

         Как показывает практика, особое чувство радости вызывает общение на празднике во время коллективного пения.  

         Определив тембр детского голоса, его особенности (звонкость, осиплость, подвижность и т.д.), диапазон звучания,   для воспитанника подбирается такой репертуар, чтобы он почувствовал себя настоящим творцом, музыкантом, чтобы  у него появилось желание творчески раскрыть характер, заложенный в песне, способствовать осознанному и эмоциональному, выразительному ее исполнению.

         Для исполнения массовых песен подбираются такие тональности, в которых всем детям удобно петь, все голоса звучат естественно и звонко.

Даже самые робкие, замкнутые дети любят петь частушки, поэтому этот песенный жанр, как правило, включается в праздничный репертуар. Подбираются частушки в соответствии с тематикой праздника: осенние, именинные, плясовые, новогодние, школьные и т.д.

Как правило, все  воспитанники выражают желание разучить и спеть частушки на празднике. Чтобы избежать затянутости шуточного номера, для исполнения каждой частушки  происходит объединение детей  в дуэты, трио (в

соответствии с типом голоса), иногда создаются два ансамбля частушечников, которые исполняют частушки разного характера.  Например, девочки поют  «Частушки – похвальбушки», а мальчики – «Мальчишечьи страдания». Очень эффективно использование на празднике частушек с припевом, дающих возможность подключиться к пению солистов всем детям, родителям. Плясовые частушки («Матаня», «Акулинка»), хороши тем, что сочетают хоровое пение и пляску в хороводе, объединяют всех участников праздника.

Диалогизация песен -  простейшая форма стимулирования творческой активности детей. Такие песни  воспитанники с удовольствием исполняют на празднике, ведя песенный диалог с родителями, персонажами.

Жанр попурри очень любим дошкольниками. В «Песенные мозаики» включается по одному куплету из нескольких песен, различных по тематике и характеру, что дает возможность объединить любимые песни детей и не расширять праздничный репертуар. В процессе исполнения «Песенной мозаики» у  воспитанников закрепляются навыки осознанного  использования в пении различных средств выразительности, передачи  смены ярких интонаций.

Для того, чтобы сблизить детей и родителей коллективным пением, практикуется включение в репертуар песен, которые детям нравятся, а родителям знакомы с детства (например, песни В.Шаинского, Е.Крылатова, Б.Савельева).

Встреча с сюжетной песней – особая радость для  воспитанников. Они их инсценируют, «оживляют» движениями, «звучащими жестами», «играют песни», незаметно в игровой форме приобретают важный навык – умение творчески осмыслить и воплотить в действии предложенную ситуацию, выразить эмоции, адекватные содержанию текста.

Интерес к понравившейся песне может служить поводом  для создания в процессе подготовки праздника нового вокально-инструментального  ансамбля.

Например, в преддверии праздника «Хорошее настроение подарить хотим мы вам» девочки, играя в «семью», пели в группе песню «Колыбельная для кукол» Э.Хагагортяна, которую разучили на индивидуальных занятиях.  Паша и Костя заинтересовались песней и предложили себя в качестве исполнителей, что девочками было воспринято без энтузиазма: «Это же песня для кукол. Мальчики с куклами не играют». Обсудив вместе ситуацию, пришли к выводу, что если песня нравится, то возможно ее исполнение и девочками, и мальчиками: девочки могут петь, укачивая кукол, а Паша и Костя, выбрав соответствующие инструменты, им аккомпанировать.  В результате на празднике, посвященном бабушкам и мамам, «Колыбельную для кукол» исполнил уже не вокальный ансамбль, а вокально-инструментальный,  творчество объединило и девочек, и мальчиков.

Пение под собственный аккомпанемент – одна из любимых детьми форм исполнения. Объединение двух видов музыкальной деятельности активизирует

дошкольников,  пробуждает к творческому поиску, развивает внимание, чувство ритма, слуховой контроль, вызывает у детей желание общаться с музыкой, предоставляет возможность взрослым участникам праздника подключаться к исполнению песни, аккомпанируя на своих инструментах по примеру ребят.

     Опыт подсказывает, что коллективное музицирование препятствует возникновению у детей «барьера неполноценности» и является одним из способов создания  атмосферы увлеченности, раскованности в процессе празднично-игровой деятельности. Поэтому  немаловажная роль отводится детскому исполнению на инструментах в празднично-игровой деятельности – дети играют в оркестре или небольшими ансамблями, индивидуально; сопровождают исполнением на инструментах различные виды детского творчества: пение, танцы, игры.

        Совместное музицирование детей и родителей  на празднике доставляет особое удовольствие детям, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия.

        Под музыкальный проигрыш оркестра родителей  воспитанниками и поется веселей, появляется желание проявить себя в пляске,  когда им

аккомпанируют мамы и папы. Дети чувствуют, что их любят, что родители стремятся им помочь.

Так, одним из праздников, который вдохновил ребят, был концерт  «Музыкальные сюрпризы для самых любимых». Перед праздничным представлением, при составлении программы  которого дети принимали активное участие, они еще в группе вручили  родителям «цветочные хлопушки» в качестве приглашений на концерт, а на самом празднике играли на инструментах, которые выбрали для них мамы из «музыкального сундучка», что было сюрпризом для детей, и для взрослых. Ребята с удовольствием и гордостью  продемонстрировали мамам звучание выбранных ими инструментов в оркестре. А под аккомпанемент взрослых дети задорнее,  чем обычно исполняли «Круговую пляску».

Неожиданно дружно заиграл сводный оркестр детей и родителей при исполнении «Частушек с секретиками», когда родители, подхватив ритм, заданный детьми, активно включились в музицирование.  После праздника дети долго жили впечатлениями от него, вспоминали и повторяли понравившиеся выступления самостоятельно в группе. Наблюдения за детьми воспитателей, высказывания родителей подсказали, что у ребят активизировалось желание играть на инструментах не только в группе,  но и дома экспериментировать со звуками,  создавать свои инструменты в сотворчестве с родителями и самостоятельно. В процессе праздника эмоционально - положительное состояние детей отражается в танцах, направленность которых зависит также от содержания праздника.

        Некоторые танцы впервые исполняются на одном празднике детьми, а на другом повторно исполняются уже вместе с родителями (например, «Разноцветная игра», «Хохотальный танец»).

     Особенно дошкольникам интересна роль «волшебного зеркальца», учителя танцев для своих родителей, если исполняемый совместно танец был ими создан на занятиях, когда обсуждались все варианты, коллективно выбирались и фиксировались лучшие движения.

        Исследования психологов показывают, что танцы, основные на естественных движениях тела, без их строгой регламентации, значительно повышают психоэмоциональный тонус ребенка, высвобождают его творческий потенциал.  Именно в этом случае танец выступает в роли бессловесного общения и разрядки  эмоционального

напряжения. Поддерживая, присущее детям удовольствие от возможности произвольного движения под музыку, включаются в программу праздника  танцы – импровизации, когда каждый исполняет те танцевальные движения, которые он имеет и хочет исполнять, спонтанно реагируя на музыку, закрепляя взаимосвязь музыки и  движения в ощущениях.  Вместе с тем любой маме, наблюдающей за импровизацией, предоставляется возможность увидеть внутреннее «Я» своего ребенка.

Вызывает яркие положительные эмоции у всех участников праздника включение в праздничную программу коммуникативных танцев – игр. Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров,  игровые соревнования (кто лучше пляшет) и т.д. Наблюдения показывают, что именно в коммуникативных играх развивается инициативность, готовность к общему, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения, формируется и повышается положительная самооценка.

      Практикуется введение в ткань праздника исполнение сольного танца, который обыгрывается взрослыми. Яркость исполненного танца, вызванный интерес к нему всегда является хорошим стимулом возникновения желания у ребят разучить этот танец в последующим.

      Таким образом, опыт показывает, что подбор праздничного репертуара, ориентированный на личность ребенка, его возможности, склонности, учитывающий творческое  взаимодействие в праздничном пространстве родителей и детей, позволяет создать комфортные условия для развития, успешной самореализации каждого дошкольника.  

Список литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2022.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.
  3. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005.
  4. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.

 

 

 

Консультация

«Роль воспитателя на занятиях

по образовательной области «Музыкальное искусство»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Эльяшевич Е.А.

Основной формой музыкального образования ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей дошкольного образования (далее ДО) и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя ДО и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нередко воспитатель ДО считает своей обязанностью лишь присутствие на музыкальном занятии с целью поддержания дисциплины. Музыкальному руководителю хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей ДО в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель ДО с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Между тем, без активной помощи воспитателя ДО продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, воспитатели дошкольного образования должны хорошо понимать ее значение. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя ДО.

Участие воспитателя ДО в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно его участие в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю ДО – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В средней и старшей группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя ДО необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель ДО должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель ДО помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В средней и старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель ДО не только помогает детям, но и сам усваивает материал.

На занятии по образовательной области «Музыкальное искусство» воспитателю дошкольного образования необходимо:

знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений;

разучивать движения с отстающими детьми;

владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.);

в случае отсутствия музыкального руководителя петь разученные с воспитанниками песни, закреплять знания о музыкальных инструментах, закреплять знакомые элементы танца.

Воспитатель ДО  обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

Роль воспитателя ДО на музыкальном занятии. Слушание музыки:

  1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
  2. Следит за дисциплиной;
  3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

  1. В распевании не участвует
  2. При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).
  3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

  1. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
  2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6.Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

В разделе «Музыкально-ритмические движения», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем ДО, который повторяет движения танцев.

С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке. Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодичски повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале.

Качество и результат занятий по образовательной области "Музыкальное искусство" в значительной мере зависят взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем ДО.

 Список литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2022.
  2. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.
  3. Кацер, О. В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб. : Музыкальная палитра, 2005.
  4. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. : Просвещение, 1994.

 

 

 

Кансультацыя

«Беларуская народная музыка,

звычаі, святы як сродак далучэння дзяцей

да беларускай народнай  культуры»

Музычны кіраўнік:

Эльяшэвіч А.А.

 У працэсе адраджэння нацыянальнай культуры і самасвядомасці важнае месца належыць фальклору – асноўнаму багаццю нашых продкаў, дзякуючы якому захоўваецца пераемнасць традыцый, ажыццяўляецца сувязь пакаленняў.

         На практыцы ў дашкольным выхаванні ўдзяляецца мала ўвагі нацыянальнаму фальклору, нягледзячы на тое, што беларускі народ мае багатую фальклорную спадчыну, створаную спецыяльна для дзяцей.

          У жыцці кожнага чалавека абавязкова ўваходзіць дзіцячы фальклор. Ён складаецца з калыханак, забаўлянак, гульняў, лічылак, розных немудрагелістых песенак. Суправаджаючы чалавека ў дзяцінстве, суцяшаючы і забаўляючы яго, дзіцячы фальклор дае самыя простыя веды, выклікае творчую фантазію. Існаванне дзіцячага фальклору – гэта сведчанне клопатаў народа аб выхаванні новых пакаленняў, скарбніца сапраўднай паэзіі, далучыўшыся да якой чалавек робіць першыя крокі на шляху да мастацтва.  Вельмі добра падыходзіць музычны фальклор, які па сваей прыродзе пранізаны элементамі народнага тэатра, гульнямі, пантамімай.

           Дзіцячая песня ў фальклоры народа з'яўляецца адной з яскравых і захапляючых старонак. У ёйзнайшлі адлюстраванне найбольш аптымістычныя эмоцыі народнай творчасці.Засваенне беларускіх музычных традыцый дзецьмі ідзе па шляху ўсведамлення імі свое асаблівасці меладычнага, рытмічнага і далавага складу народнай песні. Гэта доўгі шлях, які рыхтуе глебу для з'яўленняцэлага комплексу новых уяўленнях і ўражанняў, у працэсе фарміравання псіхікі дзіцяці.

     Малыя фальклорныя жанры- мініяцюрныя паэтычныя творы, створаныя для дзяцей, якія маюць канкрэтны педагагічны кірунак. Яны ўпрыгожваюць мову педагога, робяць яе вобразнай і прыгожай, прыцягваюць увагу дзяцей. Забаўлянкі, пястушкі прыносяць радасць дзецям, выклікаюць у іх жаданне паўтараць словы за дарослымі, выконваць заданні выхавальніка, удзельнічаць у агульных гульнях.

     Пястушкі выкарыстоўваюцца педагогамі ў розных рэжымных момантах: пад гукі гэтых вершаў і песень дзеці ахвотна мыюцца, прымаюць ежу, займаюцца. Жыццё дзіцяці становіцца цікавейшым, ярчэйшым, а ў яго самога лепш развіваюцца памяць, мысленне, увага, маўленне, а калі яно выконвае канкрэтныя рухі, то развіваюцца каардынацыя, узгодненасць, спрытнасць. У час расказвання пястушкі спярша выкарыстоўваецца нагляднасць, потым тлумачыцца сэнс новых слоў, улічваюцца вопыт і веды дзяцей.

     Калыханкі - першыя для дзяцей ўзоры мастацкага слова. Навакольны свет у іх падаецца ў вобразах, даступных і зразумелых.

   Ходзіць кот па сенажаці.

    Кліча сон ён ля дзіцяці.

    Ой, сонечку-галубочку,

    Прыспі маю Волечку.

     У беларускім фальклоры шмат прыказак і прымавак. Дзеці з інтарэсам успрымаюць іх кароткі змест. Многія прыказкі і прымаўкі маюць павучальнае значэнне: яны ўсхваляюць працавітасць, гаспадарлівасць, умельства, вучаць любіць родны край, Радзіму, асуджаюць гультайства, зайздрасць – усё адмоўнае. Падбіраюцца яны па канкрэтнай тэме: пра Радзіму, працу, хлеб, навуку, поры года, з’явы прыроды, народныя прыкметы.

     Павучальнасць прыказак і прымавак разумеецца дзецьмі паступова, і глыбіня іх разумеецца ў большай меры залежыць ад таго, насколькі часта выкарыстоўваюцца яны ў патрэбных момантах. Асабліва часта нашы выхаванцы прымяняюць іх у працоўнай дзейнасці, пры выкананні адказных даручэнняў.

Загадка – кароткае паэтычна-вобразнае апісанне прадмета або з’явы, якое даецца, як правіла, у форме пытання і адгадваецца па другарадных адзнаках, па прыкметах падабенства.

     Лічыцца, што галоўная функцыя загадкі – развіваць ў чалавека мастацка-вобразнае мысленне, паэтычны погляд на рычаіснасць. У мінулым загадка служыла сродкам выпрабавання разумовых здольнасцей, іншасказальная, загадкавая форма з поспехам выкарыстоўвалася ў ваенных і пасольскіх справах. Загадкі, песні-загадкі надзвачай шырока ўжываліся ў вясельных абрадах, напрыклад, з мэтай “праверкі” разумовай сталасці жаніха.

     Каштоўнасць традыцыйнай загадкі ў тым, што яна ў высокапаэтычнай форме адлюстроўвала гаспадарчую і творчую дзейнасць чалавека, яго жыццёвы вопыт, побыт, працу, жывёльнасць, расліннасць, будову сусвету і да нашых дзён мае вялікае эстэтычна-мастацкае значэнне для выхавання дзяцей.

Загадкі:

Без кораня, а расце. (Камень)

Без ног бяжыць, без воч глядзіць. (Вада)

Лата на лаце, ніткі не знаці. (Капуста)

Цераз мяжу брат брата не бачаць. (Вочы)

Вельмі добра падыходзіць музычны фальклор, які па сваей прыродзе пранізаны элементамі народнага тэатра, гульнямі, пантамімай.

     Падбіраючы для працы з дзецьмі найбольш эфектыўныя формы, метады і сродкі, трэба ўлічваць, што працэс фарміравання нацыянальнай самасвядомасці доўгі і складаны, і пачынаць яго трэба перш за ўсе з азнаямлення з родным краем, непасрэдна ўключваючы сродкі вуснай народнай творчасці.

     У Ι і ΙΙ малодшых группах праводзячы назіранні за прыгажосцю роднай прыроды, неабходна чытаць вершы, забаўлянкі, загадкі неабходна адраджаць выкарыстанне твораў вуснай народнай творчасці (казак, забаўлянак, калыханак, песен, гульняў) у час рэжымных момантаў, у сям’і.

     Пры планаванні работы з дзецьмі сярэдняй і старшай груп неабходна выкарыстоўваць розныя формы:

- пазнавальныя гутаркі ў вольнай форме,

- сумесная дзейнасць педагога з дзецьмі;

- самастойная дзіцячая дзейнасць;

- гульні, тэматычныя прагулкі і экскурсіі;

         Паспяховасць заняткаў па фарміраванню нацыянальнай самавядомасці сродкамі вуснай народнай творчасці магчыма дасягнуць з дапамогай эфектыўных метадаў і прыёмаў работы:

  • сюрпрызны момант, незвычайны пачатак;
  • праблемны характар становішча;
  • гульнёвыя прыёмы;
  • віктарыны, выставы адгадак;
  • выкарыстанне прыказак, прымавак, малых форм беларускага фальклору для арганізацыі дынамічнай хвілінкі;
  • творчыя заданні :”намалюй, што ўявіў”, “прыдумай сам”, “упрыгож”;
  • хатнія заданні “Пагуляй у дамашні тэатр”, “Спытай у бабулі”;
  • мультымедыйныя прэзентацыі;
  • тэматычныя віктарыны, вечарыны, кірмашы;
  • сумесныя з бацькамі святы.

     Выкарыстанне ў працы з дашкольнікамібеларуска  й народнай музыкі,  твораў народнай творчасці ажыўляе адукацыйны працэс, аказвае асаблівы ўплыў на выхаванне патрыятычных пачуццяў, нацыянальнай самасвядомасці

     Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускімі назвамі месяцаў, дзён тыдня, нацыянальнымі стравамі, значна пашыраецца актыўны слоўнік.

     Праз песню знаёмім выхаванцаў з лепшымі рысамі характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю, сціпласцю, уважлівасцю. Фальклорныя песня дапамагае развіццю эмацыянальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўных сацыяльных роляў.

     Заняткі па азнаямленню дзяцей з вуснай народнай творчасцю пройдуць цікава, калі да іх удзелу далучыць бабуль і дзядуль, артыстаў тэатру, супрацоўнікаў музеяў, народных майстроў.

      На музычных занятках выхаванцы знаёмяцца з асаблівасцямі беларускай народнай музыкі, развучваюць беларускія танцы, спяваюць песні, знаёмяцца з народным тэатрам “Батлейка”. Яркую акрэсленую выхаваўчую накіраванасць маюць беларускія народныя песні. Праз іх тэксты, лексіку дзеці ўзбагачаюць уяўленні аб наваколлі, прыродных з’явах, знаёмяцца з прыладамі працы, беларускімі назвамі месяцаў, дзён тыдня, нацыянальнымі стравамі, значна пашыраецца актыўны слоўнік. Праз песню выхаванцы знаёмяцца з лепшымі рысамі характару беларусаў: шчырасцю, чуласцю, сціпласцю, уважлівасцю. Фальклорная песня дапамагае развіццю эмацыянальнай сферы дзяцей, падрыхтоўвае да выканання пэўныхс ацыяльных роляў.

   У дзіцячым песенным рэпертуары пераважаюць простыя, ясныя і лёгкаўспрымальныя меладычныя пабудовы і абароты. У ім музычны вобраз некалькі схематызаваны, нягледзячы на тое, што асноўныя Яго якасці выразныя і шматзначныя. Справа ў тым, што дзеці капіруюць, як правіла, ужо больш ці меньш створаны музычны вобраз. Само навакольнае асяроддзе надае творчай фантазіі дзіцяці штуршок для далейшых музычных пошукаў.

         Усвядомленаму імкненню дзяцей да авалодання культурнымі эталонамі, ўзаемадзеянню ў калектыве спрыяюць арганізацыя з дзецьмі ісцэніровак па казках, фантазіраванне, прыдумванне гісторый, выкананне творчага задання. Малыя формы фальклора актыўна ўключаюцца ў вядучы від дзейнасці –  гульню. Музычныя гульні даюць шырокі прастор для выяўлення ў дзяцей творчых здольнасцей, самастойнасці, ініцыятывы. Жывая інтанацыя маўлення, вобразныя і свабодныя рухі, міміка, жэсты надаюць гульням дзяцей натуральнасць і праўдзівасць. Гульня-драматызацыя аказвае актывізуючы ўплыў на развіццё выразнага беларускага маўлення, паколькі Яна спалучае разам гульнёвую матывацыю і камунікатыўную накіраванасць.

         Вялікі выхаваўчы патэнцыял маюць народныя святы і абрады. Яны задавальняюць дапытлівасць дзяцей, іх эстэтычныя патрэбы, цягу рухаў, фарміруюць творчае мысленне, пабуджаюць да супрацоўніцтва, вучаць пазнаваць беларускую культуру. Поспех засваення мастацкіх твораў залежыць ад таго, наколькі яны зразумелыя дзецям і даюць магчымасць выконваць ролі адпаведных персанажаў, песень, суправаджаць спевы мімікай, рухамі. Калі для спеваў дзяцей малодшых групп найбольш даступным песенным матэрыялам з’яўляюцца калыханкі, забаўлянкі, невялікіяп есенькі, то асаблівае месца ў старшых дзяцей займаюць песні, карагоды, гульні, якуія дзеці вучаць для народных свят і абрадаў.

        Пры арганізацыі адукацыйнага працэсу у адпаведнасці з патрабаваннямі вучэбнай праграмы дашкольнай адукацыі варта памятаць, што першаасновай народнай педагогікі лічыцца культ працы, умелых рук і разумення свайго месца ў прыродзе, таму працоўная дзейнасць, спалучэнне яе з творамі вуснай народнай творчасці дазволіць зацікавіць дзяцей сумеснай працай.

         Усё гэта дае магчымасць вырашыць задачы развіцця беларускага маўлення, раскрыць творчыя магчымасці дзяцей, сфарміраваць цікавасць да народнай творчасці, у гульнёвай форме далучыць дзяцей да нацыянальнай культуры.

Літаратура:

1.Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. Ин-т образования, 2022.

2.Хадановіч Л.С. Падарожжа ў свет музыкі, Мінск, НІА, 2007