Инклюзивное образование

Информация для родителей и педагогов ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в учреждении дошкольного образования здоровых детей и детей с особенными потребностями. В этой статье освещены ответы на самые часто задаваемые вопросы, затрагивающие инклюзивное дошкольное образование.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

На территории Республики Беларусь общие положения о специальном образовании, об интегрированном обучении детей закреплены в Кодексе Республики Беларусь  об образовании.

Специальное образование направлено на подготовку лиц с особенностями психофизического развития к трудовой деятельности, семейной жизни, их социализацию и интеграцию в общество. Статья 256, п.1. При организации интегрированного обучения и воспитания образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания. Группа интегрированного обучения и воспитания – группа, в которой получают образование лица с особенностями психофизического развития и лица, не относящиеся к лицам с особенностями психофизического развития. Статья 268, п.9.

На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире, закреплены в Саламанской декларации от 1994 года.  Практически во всех крупных городах Республики Беларусь имеются образовательные учреждения инклюзивной направленности.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все. Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения. Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Что необходимо для того, чтобы ребёнка с особыми потребностями приняли в образовательное учреждение?

Родителям особенного ребёнка достаточно предоставить заявление, подписанное одним из родителей, медицинскую справку о состоянии здоровья, заключение медико-педагогической комиссии и направление в учреждение дошкольного образования.

свернуть

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна

С 21 марта 2006 года по инициативе правлений Европейской и Всемирной ассоциаций «Даун-синдром» в мире ежегодно проводится Международный день человека с синдромом Дауна. Эта дата, 21-е число третьего месяца, выбрана не случайно. Она символически объясняет, в чем их особенность. У таких людей вместо двух — три хромосомы под номером 21.

Синдром Дауна — самая распространённая генетическая аномалия, которая возникает с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома.

Каждый год примерно от трех до пяти тысяч детей в мире рождаются с синдромом Дауна. Это хромосомное расстройство встречается у одного младенца из 1000-1100 новорожденных. В Беларуси каждый 700-й ребенок рождается с синдромом Дауна.

В Учреждении образования «Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» имеется большой опыт работы с детьми с синдромом Дауна. Центр посещают шесть детей с данной особенностью развития. При организации образовательного процесса уделяется большое внимание развитию творческих и музыкальных способностей. Учащиеся с синдромом Дауна очень любят музыку, песни, танцы, изготавливают поделки из природного и бросового материала. Наши учащиеся активно выходят на экскурсии, являются постоянными участниками  праздничных, спортивных мероприятий, которые проводятся у нас в центре, а также  районных и областных фестивалей и конкурсов: «Вясёлкавы карагод», «Усе разам» и т.д.  Реализуя себя через творчество, дети с синдромом Дауна выражают свои ощущения, потребности, желания, формируют навыки социального взаимодействия.

С 16 по 22 марта Государственный Лидский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации проводит неделю информирования, приуроченную к Международному дню людей с синдромом Дауна.

Ребят с синдромом Дауна называют «солнечные дети», ведь они часто улыбаются, смеются, излучают добро и теплоту, они открыты и доверчивы. Видимо именно жизнерадостность, дружелюбность и открытость миру помогают ребятам достигать своих маленьких и больших побед. Часто дети с синдромом Дауна отстают в развитии аналитического мышления, в других областях они развиваются медленнее, чем их сверстники. Но многие из них могут освоить профессию, достичь оптимального качества жизни и заботиться о себе самостоятельно. Человек с синдромом Дауна может получить высшее образование, устроиться на работу и завести семью. Среди людей с синдромом Дауна есть художники, музыканты, поэты, актеры, рестораторы, воспитатели и общественные деятели.

Все люди с синдромом Дауна должны иметь возможность жить полноценной жизнью, включаясь в полной мере и наравне с другими во все аспекты жизни общества.

Давайте все мы сегодня подарим доброжелательную улыбку человеку с синдромом Дауна, предложим своему ребенку поиграть с «солнечным малышом» на детской площадке. При встрече с человеком с синдромом Дауна постараемся не отворачиваться и не смущаться, а подойти и пожать ему руку. Просто за то, что он живет, невзирая на непонимание и нетерпимость со стороны других людей.

Привлечь внимание к Международному дню человека с синдромом Дауна, мы можем, приняв участие в международном флешмобеLotsofSoks. Его цель – обратить внимание общества на проблемы людей с синдромом Дауна. Всем желающим в этот день предлагается надеть разноцветные носки и почувствовать себя не таким, как все, понять, что значит жить под пристальными и часто недобрыми взглядами окружающих. Расскажите друзьям и близким о важности Всемирного дня людей с синдромом Дауна и попросите их последовать вашему примеру!

Каждый из нас может проявить толерантность и дать почувствовать людям с синдромом Дауна (да и не только им), что мы – равны, мы вместе.

Пусть день 21 марта будет началом нашего милосердного отношения к людям, немного непохожим на нас.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 

   

Особенности психосоциального развития детей

при синдроме Дауна

Человеческий организм состоит из бесчисленного количества клеток, которые различаются между собой, и каждая из них отвечает за определенный орган. Информацию о том, какая часть организма будет построена определенной клеткой и как она должна работать, мы получаем из набора хромосом.

Хромосомный набор человека базируется на 46 хромосомах. Каждая клетка содержит определенное число хромосом. У человека с синдромом Дауна это нормальное количество (46 хромосом) нарушено. У него появляется одна лишняя хромосома в каждой клетке организма. Это является отличительным признаком синдрома Дауна, на который обратил внимание английский врач Лангдон Даун, который в 1966 году описал этот признак в первый раз.

У Дауна не было тогда в распоряжении цитогенетической техники и он дал этому синдрому название монголоизм т.к. внешний вид этих людей напоминает ему выходцев из Монголии. Это понятие не является сейчас общепринятым, потому что оно ложно и не научно. Синдром Дауна присутствует во всем мире у всех человеческих рас. Он существует на всех континентах и время его не определено. По всей вероятности, синдром Дауна существует с тех пор, как существует человечество Древнейшее упоминание об этом приходят к нам от жителей Мексике и Центральной Америке, которые жили более 3000 тысяч лет назад во время древней культуры Ольцмена.

Тогда же были созданы фигуры из камня и глины с монголоидными чертами синдрома Дауна, и это показывает, что у любого народа люди с синдромам Дауна пользовались определенным уважением.

Суть появления синдрома Дауна до сих пор не ясна. У очень малого процента случаев наряду со спонтанными ошибками при делении клетки, присутствуют также родовые факторы (наследственность). Исследователи и врачи ищут главную причину, которая позволила бы выявить частоту появления людей с синдромом Дауна. При этом выявляется, что принадлежность родителей к одной этической расе, к определенным социальным слоям или местности проживания родителей не играет ни какой роли.

Также очень не существенны различные воздействия на организм во время беременности, например заболевание матери, недостаток пищи или витаминов, влияния алкоголя или никотина, потому что синдром возник уже до этого. По всей вероятности, эти причины могут повредить ребенку, но они не влияют на появление синдрома Дауна.

Так называемые внешние факторы не играют на современном этапе значительной роли в возникновении синдрома Дауна. Ученые больше склонны усматривать в главной причине частоты рождения детей с синдромом Дауна возраст родителей. На практике дела обстоят так, что большинство детей с синдромом Дауна появляются у матерей в возрасте от 24 до 35 лет. Объяснение этому явлению весьма простое. Женщины этой возрастной группы рожают больше детей, в то время как женщины более старшего возраста реже ожидают ребенка. От 65% до 80% всех детей с синдром Дауна рождены матерями младше 35 лет.

Доказано, что многочисленные скоротечные преждевременные роды влияют на хромосомные изменения эмбриона. Некоторые научно-исследовательские центры доказывают, что каждый второй аборт влияет на хромосомные изменения. Кроме того, есть много других факторов, которые ведут к преждевременным родам, так что найти истинную причину по этому вопросу пока что не возможно.

Многие центры рассматривают частоту синдрома Дауна как часть разнообразных влияний. Большинство называют число между 600 и 700 рождений, на которые приходится ребенок с синдромом Дауна. В общей сложности число людей с синдромом Дауна составляет 1,1 – 1,2% на каждую тысячу людей.

Насколько большой риск для рождения других детей? Этот вопрос зависит от числа хромосомных изменений у ребенка. Риск рождения второго ребенка с трисомией в 21-й хромосомной паре на 1% больше, чем процент риска рождения ребенка с синдромом Дауна от возраста матери.

Упомянутая хромосомная пара с самого начала рождения ребенка влияет на его развитие. Это заметно отличается при синдроме Дауна. Но это не только влияет на его дальнейшее развитие, а прежде всего на его окружение и обучение.

Дети с синдромом Дауна имеют такие же возможности, как и все другие дети. Они хотят быть со своими родителями в семье, со своими братьями и сестрами, открывать для себя окружающий мир, играть, учиться смеяться и становиться самостоятельнее.

Поэтому особенно важно помочь ребенку с синдромом Дауна, чтобы он по возможности, нормально жил и развивался. Помощь в развитии такого ребенка подобна помощи ребенку с интеллектуальной недостаточностью, но каждый ребенок индивидуален и он является личностью.

В первый год жизни ребенок делает важные шаги в развитии, которые с радостью ожидают родители, например первая улыбка или умение самостоятельно сидеть, ползать, делать первые шаги, произносить первые слова.

Дети с синдромом Дауна обучаются всему этому медленнее, чем другие дети, и достигают положительных результатов в развитии тоже позже.

Но вы всегда должны быть уверенны, что ваш ребенок этого достигнет.

Ранняя помощь в семье и ранняя диагностика очень важны. Дети с синдромом Дауна делают иногда удивительные вещи, но их не следует отождествлять с детьми нормального развития. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка в семье и конкретной ситуации. Детям нужно прежде всего обращение с любовью, а не рациональная тренировка.

Но нельзя забывать, что при всей схожести каждый ребенок с синдромом Дауна имеет свои специфические особенности, любовь к чему-либо или отрицание чего-либо.

Ранняя помощь и поддержка увеличивает возможности развития детей с синдромом Дауна. Очень часто с синдромом Дауна связаны и другие заболевания, например многогранные поражения, треть детей имеют порок сердца, у многих проблемы с желудком и кишечником, зрением и слухом, повышенная восприимчивость к информации. Но и здесь своевременный совет и помощь часто бывают очень нужны, чтобы существенно изменить развитие ребенка с синдромом Дауна.

В первый год жизни ранняя диагностика и помощь очень важна для развития двигательных функций. С помощью лечебной гимнастики ваш ребенок приобретает моторные способности значительно раньше, чем без этой помощи. Совместные игры важны для развития всех детей, а особенно для детей с нарушением интеллекта. Игра с пальчиками, подскоки на коленях, рифмы и песенки доставляют удовольствие ребенку и родителям. Они помогают развивать речь и социальный статус, расширяют возможности ребенка, соответствующие его способности.

Дети с синдромом Дауна, как и другие дети, нуждаются в большом количестве игрушек. Игрушки должны побуждать к активному действию и облегчать процесс познания. Важно в игру включать и других детей. Найдите по соседству с вами детей с нормальным развитием, что вашему ребенку это доставит много удовольствия и дети тоже будут рады поиграть с ним.

Если у ребенка есть братья и сестры, то они, конечно, будут являться важными партнерами по играм.

На втором году жизни особенно необходимо развивать речь и способность говорить. Этому помогают детские песенки и легкие рифмы, книжки с картинками и простой игровой материал. При этом важен осмысленный выбор. Всегда следует придерживаться правила: и малое для ребенка бывает большим! Любимая книжка помогает узнать, рассмотреть, и назвать уже известные картинки, а это лучше чем бессмысленное рассматривание.

Как и для всех других детей, так и для детей с синдромом Дауна посещение детского сада (интегрированной или специальной группы) – это большой ответственный шаг в жизни. Совместное пребывание с другими детьми помогает ребенку приобрести навыки группового обучения, осмысленно находиться среди других людей. Некоторым детям бывает сначала тяжело находиться в больших группах, но они учатся в общении с другими детьми. Особенно сильно они нуждаются в поддержке взрослых.

Ребенок с синдромом Дауна будет развиваться лучше, если родители, братья и сестры, родственники и соседи, будут относиться к нему с терпением и любовью. Конечно, помощь родителей будет более действенной, если в семье будет согласие и понимание. Если Вы, дорогие родители попытаетесь раз и навсегда решить ваши взаимоотношения, будете заботиться друг о друге и уделять другим детям достаточное внимание, то все это пойдет на благо ребенка с синдромом Дауна.

У большинства семей со временем появляется опыт поведения с ребенком с нарушением интеллекта и умение воспринимать его таким какой он есть. Беседа с другими родителями, имеющими таких же детей, подсказывает, как переносить сложности, является большой взаимопомощью.

Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

Как общаться с ребенком с синдромом Дауна

Вы встретили ребенка с дополнительной хромосомой на детской площадке или в автобусе и не знаете, как себя вести? Вот пять простых правил, которые помогут вам лучше понять друг друга

1. Правильная терминология

Этот пункт не относится непосредственно к общению, но именно с него начинается вежливое и корректное поведение.

Дети, как и все люди с синдромом Дауна,— не больные. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не являются его «жертвами». Также забудьте про слово «даун». Лучший вариант — «ребенок с синдромом Дауна», «человек с синдромом Дауна». Это описательный термин, указывающий на то, что у человека есть особенность и она связана с генетикой. Главное — он человек.

2. Наглядные примеры

Ребенку с синдромом Дауна бывает непросто уловить суть разговора, если он не подкреплен какими-то конкретными визуальными примерами. Что это может быть? Демонстрация реальных объектов или рисунков.

Не надо долго уточнять, хочет ли ребенок с синдромом Дауна покачаться на качелях. Просто покажите на качели.Говорите проще и сопровождайте свои слова чем-то, что можно увидеть, услышать, пощупать.

3. Терпение

Одна из особенностей детей с синдромом Дауна — задержки в речевом развитии: нарушение артикуляции и неразборчивость речи. Ребенок может прекрасно вас понимать, но ответить так же четко и понятно не всегда ему под силу.

Говорите сами медленно и четко. Возможно, вам придется повторять фразы, ещё и ещё раз уточнять. Не бойтесь спрашивать у ребенка, понял ли он вас. Также не стесняйтесь переспрашивать, если сами что-то не уловили. Не отчаивайтесь, если ребенок не понял вас с первого раза. Попробуйте объяснить по-другому, подобрать более понятные образы, объекты.

4. Дождитесь ответа

Если вы готовы к диалогу, обязательно дайте ребенку время на ответ. Ребенку с дополнительной хромосомой может потребоваться чуть больше времени на обдумывание информации, чем вы ожидаете. После того, как задали вопрос, подождите немного. Лучше всего формулировать вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно — «да» или «нет».

Вместо «Какое платье ты хочешь купить?» лучше спросить: «Ты хочешь купить синее платье?». Вместо «что ты будешь пить?» — «ты будешь пить чай?»

Если же вы предлагаете выбор, то вспомните наш пункт №2 (о наглядных примерах) и продумайте, как помочь ребенку ответить. Например, на вопрос — «ты будешь яблоко или грушу?» — ребенку будет проще ответить, если он сможет просто указать на фрукт или его изображение.

5. Уважайте своего собеседника

В заключение — два слова о самых распространенных ложных стереотипах о людях с синдромом Дауна. Первый гласит, что, вырастая, они как бы остаются детьми. И с ними надо общаться как с маленькими. Второй: все они — милые обаяшки, всегда счастливы и только и знают, что улыбаться и обниматься.

Каждый человек уникален! И человек с синдромом Дауна не исключение. У детей с дополнительной хромосомой одни особенности, у взрослых — другие. Так же, как и все остальные, такой человек может грустить, бояться чего-то, испытывать боль и обиду. Весь спектр человеческих эмоций доступен и людям с синдромом Дауна. И шутки они тоже понимают. Да и сами могут сострить не хуже вашего. И расстроиться могут, и обидеться, особенно если почувствуют вашу неискренность. Так что не поддавайтесь стереотипам и говорите с людьми с синдромом Дауна на равных. Нет таких тем, которые для них недоступны.

 

 

Консультация для педагогов

О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА

 

     Начать надо с самого простого – с информации. О том, что дети с синдромом Дауна имеют шанс жить полноценной жизнью, если с ними заниматься.    У них, этих деток, столько же вариантов развития, сколько и у обычных детей – просто они несколько другие.

     Мы вам предлагаем 10 вещей, о которых лучше молчать, общаясь с мамой или папой ребенка с синдромом Дауна.

1.Какие вы молодцы! (в самых разных вариациях). Родители детей с синдромом Дауна, как и все нормальные люди, иногда бывают на высоте, иногда испытывают проблемы. Что-то у них получается хорошо, что-то не очень. Им не нужно, чтобы их ставили на пьедестал. Они – обычные люди со своими проблемами и заботами.

2. Даунята — солнечные детки. Они всегда счастливы.

Специалисты, работающие с людьми с синдромом Дауна подчеркивают, что они куда больше похожи на обычных людей, чем от них отличаются.  И они не счастливы с утра до вечера. Как и все нормальные люди они могут страдать и печалиться.

3. Причина в возрасте?

Во-первых, не этичный вопрос. Во-вторых, неверный. Возраст не является причиной рождения ребенка с синдромом Дауна.

4. Может быть, все пройдет. Ребенок выправится.

Синдром Дауна не может «пройти». Это не болезнь. С ним надо научиться жить. При должной поддержке, ребенок с синдромом Дауна может жить полной жизнью.

5. Вы будете еще рожать?

Фу, ну какое ваше дело? Об этом не стоит спрашивать и родителей здоровых детей. Захотят – родят, не захотят – не будут. Личное дело любой семьи. Если у родителей появился ребенок с синдромом Дауна, им требуется время, чтобы осознать этот факт, чтоб принять своего ребенка. Им не до планирования следующей беременности.

6. Ребенок сможет нормально функционировать?

Дети с синдромом Дауна, как и обычные ребятишки, имеют свои сильные и слабые стороны. Дело родителей и учителей – помочь развить потенциал ребенка.

7. Ребенок выглядит совершенно нормальным. Вы уверены в диагнозе?

Синдром Дауна выявляется с помощью анализа крови. Скорее всего, родители уже десять раз проконсультировались с самыми разными специалистами.

8. Вы об этом знали?

Во время беременности женщина может сделать скрининговый тест, оценивающий вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. И диагностический тест, который показывает, действительно ли ребенок имеет этот синдром. Последний тест опасен для плода. Далеко не все женщины на него идут, даже зная о риске рождения ребенка с синдромом Дауна. Это личное дело, личный выбор женщины и ее семьи.

9. Могло быть и хуже.

Наверное, действительно, могло. Но к чему об этом говорить? Семье надо дать время привыкнуть к мысли о том, что у них «другой» ребенок, что жизнь будет устроена не так, как им представлялось раньше.

10. Мне жаль…

 Большинство родителей детей с синдромом Дауна хотят испытывать радость от появления на свет маленького человечка, наслаждаться материнством (или отцовством). Лучше поздравьте молодых родителей. Последние слова кажутся несколько странными? – С чем поздравлять то? Тем не менее, многие люди, свыкнувшись с мыслью о том, что у них родился необычный ребенок, погружаются в новый мир, наполненный родительскими заботами и радостями, и обретают счастье. Правда.

свернуть

3 декабря - Международным днем инвалидов

В 1992 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов. Указом Президента Республики Беларусь в нашей стране этот день объявлен Днем инвалидов Республики Беларусь.

Промежуток с 1983 по 1992 год был назван Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций. Целями такого масштабного по времени проекта было повышение информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. За этот период был принят ряд международных документов в отношении инвалидов, призванных улучшить положение этой категории граждан. По завершению десятилетия Генеральная Ассамблея ООН объявила 3 декабря Международным днем инвалидов.

Ассамблея призвала государства-члены ООН проводить мероприятия в ознаменование Дня инвалидов, тем самым напоминая о проблемах этих людей. А главное - обеспечить для них постоянную социальную защиту и поддержку, равные со всеми остальными членами общества возможности.

Согласно Конституции, люди с ограниченными возможностями имеют равные права со всеми гражданами страны.

День инвалидов создан ООН для того, чтобы способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество. Зачастую инвалиды, стараясь доказать свою успешность, добиваются большего, чем обычные люди.

Люди с инвалидностью ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению. Благодаря огромной силе духа и воли, эти люди добиваются успехов в самых разнообразных сферах: науке, бизнесе, художественном творчестве, искусстве, спорте.

Неправильно думать, что в День инвалидов люди с ограниченными возможностями здоровья ожидают от остального населения жалости. Скорее, они ждут уважения и признания их возможностей, защиты достоинств,  прав и благополучия.

свернуть

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

        Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и  групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

     Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования, так как реализация права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию является важным фактором устойчивого развития общества. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (но не только с особенностями психофизического развития) в общеобразовательных(массовых) школах.

       В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые(учителя, чиновники, родители), создаём негативные  условия для  детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование - непрерывный процесс развития образования, подразумевающий доступность образования(самосовершенствования,  саморазвития)  и  признающий,  что  все  дети  -индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к образовательному процессу ,который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

        Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

Каждый имеет право на образование.

Все дети могут учиться.

Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.

Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.

Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.

Различия естественны, ценны и обогащают общество.

Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.  

 Учителя не должны существовать сами по себе, они        нуждаются в               постоянной поддержке.

Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

 •  каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми; 

 •       физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка; 

 •    весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

    В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса. Наиболее важные из них: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь - «О правах ребёнка»;  «Об образовании»;  «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития  (специальном  образовании)»;   «Об  общем среднем образовании»; «О языках в Республике Беларусь»; Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; Декрет Президента РБ от 17 июля 2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

   Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования. Больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Для сравнения: в европейских странах в таких школах находится 3-4% детей, большинство из которых имеют тяжелейшие нарушения здоровья и развития. Другие категории детей-инвалидов учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.

    Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).

    Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели.  

     Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.

     Еще одна проблема, затрудняющая внедрение интегрированных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Интегрированное обучение требует подготовки соответствующих специалистов. На сегодняшний день в областных государственных институтах повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования открыта переподготовка специалистов интегрированного обучения, на факультетах специального образования (дефектологических факультетах) читается специальный курс «Интегрированное обучение». Вместе с тем имеются кадровые проблемы. Во-первых, учебные учреждения пока не вполне готовы принять большое количество учащихся в интегрированные классы и группы, поскольку существует проблема нехватки соответствующих специалистов (педагогов, ассистентов). Во-вторых, профессиональная подготовка педагогов общего образования на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.

     Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения. Согласно исследованиям российских ученых (Н.Н Малофеева и А.А. Дмитриева) основной причиной изолированности детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исход общения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и невозможности обучения ребенка-инвалида в обычной школе. По данным российских исследователей, многие родители детей-инвалидов предпочитают, чтобы их дети получали образование в специальных образовательных учреждениях; зачастую они придерживаются медицинского подхода в мышлении. В то же время менее половины родителей здоровых детей хотели бы, чтобы их дети учились вместе с детьми-инвалидами. Очевидно, что правильное отношение к совместному обучению нужно формировать у родителей обеих категорий детей.

   В  настоящий момент  разработан проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи, механизмы развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

      Концепция разрабатывается с целью реализации права на получение образования всеми детьми, включая детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования, наиболее приближенных к месту их проживания, на создание условий, максимально учитывающих образовательные потребности каждого обучающегося, раскрывающих потенциал каждого обучающегося.

   Концепция исходит из признания исключительной роли образования в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются не как проблема, а как потенциал для развития, как особая ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

   Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих состояние образования, прежде всего специального, на формирование готовности к принятию любого ребенка в систему основного образования, толерантных отношений в системе образования.

  В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития инклюзивного образования, направленного на наиболее полную реализацию права на образование для всех обучающихся на всех уровнях образования и обучение в течение всей жизни.

     Инклюзивное образование представляет собой закономерный этап в развитии образования, прежде всего, обучающихся с особенностями психофизического развития, следующий за этапом их изоляции, сегрегации, институциализации, далее – этапом интегрированого обучения и воспитания их в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

  Инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

   Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Инклюзивное сознание приводит к пониманию, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.

     Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

Целью Концепции является обеспечение инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

      Сроки реализации концепции

Сроки реализации Концепции – 2015 – 2020 годы.

2015–2017 годы – осуществление научных исследований, экспериментальной деятельности; отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование;

2018–2020 годы – увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, до 20 процентов; учреждений образования с безбарьерной средой до 10 процентов;

2020 и последующие годы – любое (каждое) учреждение образования осуществляет инклюзивное образование.

     Ожидаемые результаты реализации концепции

   Реализация Концепции будет способствовать совершенствованию нормативных правовых документов, внедрению инновационных технологий, современных подходов в организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития, обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.

     Реализация Концепции повысит качество образования и качество жизни всех обучающихся, способствуя их социализации, познанию жизни во всем ее разнообразии.

  С проектом Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе Специальное образование.

свернуть

Международный день ДЦП

Социальные гарантии семьям, воспитывающим детей-инвалидов

ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ДО 18 ЛЕТ
ПАМЯТКА О ПРАВОВЫХ ГАРАНТИЯХ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Льготы и гарантии для семей, воспитывающих ребенка-инвалидаexpand_less

Льготы и гарантии для семей, воспитывающих ребенка-инвалида

Право на пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) при воспитании ими ребенка (детей) старше 3 лет, если в семье:

* воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет;

* воспитывается ребенок в возрасте до 18 лет, инфицированный вирусом иммунодефицита человека;

* отец (отчим) или усыновитель (удочеритель) проходят срочную военную службу, альтернативную службу;

* оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье либо родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель) являются инвалидами I или II группы, а также если один из родителей (мать (мачеха) или отец (отчим)) в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает пособие, предусмотренное законодательством.

Справочно: Обязательное условие - чтобы трудоспособный отец в полной семье или родитель в неполной семье работали в Республике Беларусь или были заняты в предшествующем году не менее 6 месяцев, а также работали (были заняты) на момент обращения за пособием.

Срок подачи заявления для назначении пособия: Пособие назначается со дня возникновения права при обращении до истечения 6 месяцев со дня его возникновения. В случае пропуска 6 месячного срока, пособие назначается с даты подачи заявления.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, фактически осуществляющие уход за ним, если они:

* неработающие либо работающие на условиях неполного рабочего времени;

* получающие пенсию либо ежемесячную страховую выплату от «Белгосстраха»;

* являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующую деятельность приостановленную в порядке, установленном законодательством;

* находящиеся в отпуске по уходу за ребенком – инвалидом или другими детьми до достижения или возраста 3 лет, или академическом отпуске.

Льготы семьям с детьми-инвалидами:

* Одному из родителей, в семье которого воспитывается ребенок-инвалид, предоставляется по его желанию дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования;

* Предоставляется право на возможное оказание малообеспеченным гражданам государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного или единовременного социальных пособий;

* Возможность оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения и всевозможную гуманитарную, психологическую, юридическую помощь, услуги няни;

* Право на досрочную пенсию родителям детей – инвалидов. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь « О пенсионном обеспечении» матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящей статьи в связи с ее смертью.

свернуть

10 мультфильмов об особенных людях

10 мультфильмов об особенных людях 

Анимация с глубоким смыслом
свернуть

Аутизм. Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания?

АУТИЗМ. ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОБЛЕМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ?

У детей часто проявляется нежелательное поведение, с помощью которого они пытаются получить чужое внимание. Особенно сложно бывает управлять поведением ребенка, у которого наблюдаются расстройства аутистического спектра.

Существует несколько стратегий и методов, с помощью которых можно уменьшить такие виды поведения.

Обучение более подходящим способам привлечь внимание

Очень часто причина такого поведения в том, что у ребенка нет корректного и уместного способа попросить о внимании. Если ребенок не говорит, то учите его просить о внимании с помощью специальной карточки или предмета. Проигрывайте просьбу о внимании по ролям или письменному сценарию.

Дети с аутизмом могут стремиться к специфической форме внимания. Иногда ребенок нуждается во внимании в форме помощи. В этом случае полезно создать визуальный символ для этой просьбы. Можно использовать социальную историю для обучения сценарию о том, как правильно попросить о помощи.

Почему многие ученики кричат вместо того, чтобы поднять руку? Потому что если поднять руку, то тебя еще могут и не вызвать, а если кричать, ты скорее получишь внимание. Нежелательное поведение может быть более успешным, чем желательное.

Уместный способ привлечения внимания может быть трудным для некоторых учеников. У многих детей с аутизмом есть проблемы с речью и социальными навыками. Привлечь внимание, обратившись с вопросом, им может быть просто слишком сложно.

Так что если ребенок не знает подходящего альтернативного поведения (поведения, которое точно обеспечит ему внимание), то учите его такому поведению. Если такой навык у ребенка уже есть, то развивайте его! Предоставляйте ребенку больше внимания сразу же после уместной просьбы. Сделайте правильное поведение намного эффективнее, чем проблематичное. Потом вы сможете постепенно уменьшить объем внимания в ответ на просьбу. Прямо сейчас вы должны добиться, чтобы уместная просьба о внимании стала первым выбором ребенка.

Запланированное игнорирование

Одновременно с развитием навыка просить о внимании вы можете игнорировать нежелательное поведение. Это не всегда возможно. Есть поведение, которое слишком опасно, чтобы его игнорировать (например, когда ребенок причиняет себе вред), либо оно слишком мешает окружающим (ребенок разбрасывает предметы во время урока).

Однако в некоторых случаях поведение вполне возможно игнорировать. Если поведение перестанет работать, например, ребенок перестанет получать внимание в ответ на это поведение, то поведение будет уменьшаться. Поначалу оно может резко ухудшиться, но при продолжении игнорирования оно, скорее всего, уменьшится, поскольку станет бесполезным. Если игнорировать поведение невозможно, то вы можете просто свести внимание к ребенку в эти моменты к минимуму.

Необусловленное внимание

Необусловленное внимание значит, что оно ни от чего не зависит. В рамках этой стратегии внимание предоставляется регулярно в соответствии с графиком или тогда, когда ребенок не прибегает к нежелательному поведению.

Идея  в том, что человек вряд ли будет добиваться внимания своим поведением, если он уже и так получает достаточно внимания. Как выглядит этот метод на практике? В классе учитель может подходить к парте ученика каждые несколько минут, чтобы проверить, не нужна ли ему помощь. Также можно запланировать «время с учителем», когда учитель может полностью сосредоточиться на ученике или это могут быть перерывы, когда он может получить внимание ровесников. Ключ к успеху здесь в том, чтобы правильно выбрать временной интервал. Соберите данные о поведении ребенка и проанализируйте их. Посмотрите, как часто происходит поведение. Выберите интервал, который будет короче, чем среднее время между эпизодами нежелательного поведения. Так что если поведение происходит примерно каждые 5 минут, то вам придется предоставлять внимание каждые 4 минуты. И пусть это внимание будет искренним.

Когда можно применять этот метод? Такая стратегия прекрасно работает с теми видами поведения, которые невозможно игнорировать. Или при поведении, которое проявляется более часто в определенных условиях.

Когда можно убрать этот метод? Этот подход очень сложен в работе. Поначалу этот метод может показаться нелепым и слишком трудоемким. Составьте расписание, привлеките других сотрудников. Как только метод окажется успешным, и проблемное поведение уменьшится, вы сможете постепенно снизить интенсивность вмешательства.

Тайм-аут

«Тайм-аут» может быть подходящим наказанием за поведение с целью привлечения внимания, потому что он удаляет внимание. Тайм-аут не значит, что ученика ставят в угол или выставляют в коридор, просто он какое-то время проводит без чужого внимания. Этот период может быть совсем коротким. Если внимание является сильным поощрением, то такое вмешательство сработает очень быстро. Определите критерии для прерывания тайм-аута — когда ученик успокоится, перестанет плакать и так далее. Тайм-аут нельзя прерывать, пока нежелательное поведение продолжается.

Блокирование реакции

Некоторые виды поведения слишком опасны, чтобы их игнорировать. Поведение, которое причиняет вред ребенку, например, битье головой или кусание руки может происходить с целью получения внимания. В этом случае можно физически блокировать реакцию без контакта глазами и какой-либо речи, но при этом не дать поведению произойти.

Экономика жетонов

Есть сотни вариантов для системы экономики жетонов. По сути экономика жетонов — это система изменения поведения, когда за желательное поведение предоставляются символические жетоны или баллы, которые можно будет обменять на желанные предметы в определенное время. Это прекрасный способ работать над навыками в классе или группе, а также развивать желательные реакции.

Предоставление поощрения за отсутствие поведения

Некоторые вмешательства на основе периодов времени можно использовать для поведения с целью привлечения внимания. Например, временные схемы для предоставления поощрений. Вы выбираете определенный временной интервал и,  если в конце этого интервала ученик не прибегает к нежелательному поведению, то он получает поощрение. Используйте визуальный таймер. Такой метод может оказаться очень эффективным и простым для применения.

Что не помогает при поведении с целью получения внимания

Словесные замечания, угрозы, крики и так далее. В этом случае вы просто предоставляете ребенку то, что ему нужно — внимание!

свернуть

Тревожные сигналы аутизма

Тревожные сигналы аутизма

(«красные флажки»)  

      Ранние доречевые дефициты могут включать в себя:

• Отсутствие соответствующего взгляда в глаза

• Отсутствие теплого, радостного выражения во взгляде

• Отсутствие обмена звуками между ребенком и родителем

• Трудности в узнавании голоса постоянного воспитателя

• Отсутствие реакции на обращение по имени или другие звуковые обращения при осознании звуков окружающей среды

• Задержка появления лепета, не наступающего к возрасту 9 месяцев

• Снижение уровня использования или отсутствие доречевых жестов, таких, как машет ручкой или указывание

     15 месяцев:

• Не знает назначения обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка)

• Не имитирует действия или слова

     18 месяцев:

• Не говорит как минимум 15 слов

     2 года:

• К 2-летнему возрасту не пользуется фразами, состоящими из двух слов

• Не следует простым инструкциям

• Отсроченная или немедленная эхолалия, выходящая за соответствующие возрасту рамки ожидаемого развития речи

     3 года:

• Неспособность к общению с помощью коротких фраз

• Неспособность понимания простых указаний

     4 года:

• Не использует предложения, состоящие более, чем из 3-х слов

• Неумение правильно использовать понятия «я» и «ты»

5 лет:

• Не понимает инструкций, состоящих из двух частей, с предлогами (например, «Поставь чашку на стол», «Достань мяч из-под дивана»)

• Не может правильно назвать имя и фамилию

• Не может правильно употреблять множественное число и прошедшее время

Социальное развитие: тревожные сигналы («красные флажки»)

     12-18 месяцев:

• Не принимает участия в одевании

• Не пытается петь песни

• Не обнимает или не целует родителей

• Ограниченный или отсутствующий зрительный контакт

     18-24 месяца:

• Не говорит «нет», когда ему мешают

• Не любит, когда ему читают

• Не пытается утешать людей, которым больно

• Малая степень или отсутствие подражания игре сверстников

• Не указывает на предметы

     2-3 года:

• Не принимает участия в простых групповых активностях

• Не выказывает разочарования, когда его не понимают

• Слабо инициирует игры со сверстниками

     3 года:

• Не участвует в ролевых играх

• Отсутствие интереса к другим детям

• С огромным трудом разлучается с матерью

     4 года:

• Не проявляет интереса к интерактивным играм

• Игнорирует других детей

• Не отвечает людям, которые не являются членами семьи

     5 лет:

• Плохо отличает фантазии от реальности

• Кажется необычно пассивным

• Не говорит о повседневных занятиях или том, что происходило

• Проявляет исключительный страх или агрессию

• Ребенка невозможно без протеста отделить от родителей

• Отсутствие интереса к играм с другими детьми

• Не участвует в различных активностях

• Не проявляет широкого спектра эмоций

• Отказывается реагировать на людей в целом или реагирует поверхностно

Игровые навыки: тревожные сигналы («красные флажки»)

     12 месяцев:

• Не имитирует такие действия, как разговор по телефону, подметание, передвижение тележки в магазине и др.

• Не использует один предмет, чтобы достать другой

• Не использует предметы соответствующим образом (например, не обнимает игрушечных медведей, не нажимает кнопку игрушки-попрыгунчика)

     18 месяцев:

• Не начинает сортировать и складывать предметы

• Не осознает наличия чувств у окружающих

• Не начинает играть в фантазийные игры

• Малая степень или отсутствие функциональных игр

• Не имитирует в игре поведение взрослых

• Не помогает убирать вещи

     2-3 года:

• Не играет понарошку, изображая другого человека или животное

• Не демонстрирует параллельную игру с другими детьми

• Не играет вблизи других детей

• Не наблюдает за другими детьми и не присоединяется к их игре

• Не защищает принадлежащее ему

• Малое или отсутствующее символическое использование объектов в игре

• Не принимает участия в простых групповых активностях

• Не понимает половых различий

• Действия с игрушками носят повторяющийся характер

• Отмечаются повторяющиеся движения

     3-4 года:

• Отсутствие/слабое восприятие чувств окружающих

• Мало тем для ролевых игр, не использует «реквизит»

• Не делится игрушками и не играет в игрушки по очереди с другими детьми

• Не играет в сюжетные игры

• Фиксирует внимание на частях предметов

• Длительно изучает предметы, рассматривая их с разных сторон

     4-5 лет:

• Не играет и не общается с другими детьми

• Отсутствие сюжетных игр, близких к реальности, адекватно организованных во времени и пространстве, с использованием предметов заместителей

• Не играет в игры с переодеванием

• Отсутствие интереса к изучению гендерных различий

• Не выбирает друзей

• Отсутствие интереса к простым настольным играм

• Не участвует в играх соревновательного характера

• Не участвует в совместных играх с другими детьми с принятием групповых решений, распределением ролей, в играх с установленными правилами.

Сравнительная таблица реакций в эксперименте нормотипичного и аутичного ребёнка

Составитель: А.В.Леуненко

Параметры анализа поведения

Аспект анализируемого поведения

Действия экспериментатора

Реакция нормотипичного ребёнка

Реакция ребёнка из аутистического спектра

Качественная оценка действий с тестовым материалом

В процессе всего эксперимента наблюдайте, как ребёнок реагирует на тестовые материалы. Отмечается ли недостаточность спонтанного интереса или неадекватное использование материалов? Как реагирует на предметы с выраженной текстурой?

Использует материалы адекватно, изучает их с интересом, и зрительно, и тактильно; интерес к поверхностям в рамках нормы, не избегает трогать предметы.

Исследует материалы необычно долго (или слишком мало), используя одну сенсорную модальность; проявляет чрезмерный интерес к ощупыванию или избегает трогать предметы, трудно повлиять на это поведение. Или изучает их неадекватно: бросает, крутит, лижет, нюхает; изучает отдельные части предметов; навязчиво и странно взаимодействует с текстурой или сильно выраженное нежелание дотрагиваться до определённых предметов, текстур.

Фиксирован на визуальных эффектах (например, зачарован глянцевой поверхностью, бликами, играет с отражениями, с мельканием света сквозь пальцы, и т.п.).

Реакция на тактильный контакт

В течение всего эксперимента наблюдайте, как ребёнок реагирует на тактильный контакт, отмечается ли при этом чрезмерное возбуждение, огорчение, отвержение? Позволяет ли оказать себе физическую помощь при выполнении заданий?

 

Характерна полярность реакций: от игнорирования до чрезмерной чувствительности.

Могут отмечаться чрезмерные возбуждение, «огорчение», отвержение, или «уход» от контакта.

Можно осторожно пощекотать ребёнка, покружить, покачать на коленях или покачать его руками, не поднимая, если ребёнок тяжёлый.

Адекватно реагирует на тактильный контакт, проявляет удовольствие и приязнь.

Реагирует неадекватно (кричит , убегает, плачет, выглядит испуганным или проявляет полную пассивность).

Постарайтесь вовлечь ребёнка в игру для малышей –«ку-ку». Прикройте голову ребёнка платком, говоря: «Где же (имя)?». Когда ребёнок (или вы) снимает платок с головы, скажите: «ку-ку!», и пощекочите ребёнка. Повторите.

Эмоционально принимает забаву, смеётся. Ищет глазами взгляд взрослого. Тянется к платку, пытается накрыть себя, хотел бы продолжить игру.

Не проявляет интереса. Фиксирует внимание на предмете, а не на человеке. Стереотипно манипулирует платком.

Постарайтесь вовлечь ребёнка в игру «ладушки». Поиграйте руками ребёнка в ладушки, закончив игру щекотанием или поглаживанием. Повторите попытку несколько раз.

Эмоционально принимает забаву, демонстрирует удовольствие. Повторяет движение руками, пытается продолжить игру.

Не проявляет интереса.

Попытки контактировать руками могут быть неприятны ребёнку.

Имитация движений взрослого

Посадите ребёнка напротив, лицом к себё. Привлеките внимание словами: «Сделай так!». Сделайте какое-нибудь движение. Например: поднимите руку или обе руки, похлопайте в ладоши, постучите по столу, потопайте ногами, дотроньтесь до носа, встаньте, попрыгайте.

 Если не начинает повторять сам, после каждого движения побудите ребёнка жестом или вербально повторить за вами. Если не повторяет – окажите физическую помощь.

Имитирует движения. Возможно, имитирует количество движений (хлопнуть 1 раз, постучать 2 раза, …) Стремится смотреть на взрослого и повторять. Эмоционально реагирует на похвалу.

Не пытается повторить ни одно движение. Не реагирует на вербальное и жестовое побуждение. Физической помощи в рамках экспериментальных проб может быть недостаточно для закрепления навыка имитации конкретных движений.

Реакция ребёнка на подражание взрослого его действиям

Когда вы понаблюдали какое-то время за ребёнком, познакомились с некоторыми видами поведения ребёнка, играми, попробуйте подражать ему (например, повторите звуки, которые он издаёт в спонтанной игре, повторите какое-нибудь выразительное движение, игровое действие). Не выбирайте для подражания аутостимуляцию или стереотипное поведение. Повторите подражание 3-4 раза.

Замечает подражание, проявляет некоторый интерес и удовольствие, повторяет действия, чтобы продолжить «игру» с взрослым, смотрит за реакцией взрослого.

Не проявляет реакций, свидетельствующих о том, что заметил подражание.

Может обнаруживать тенденцию к уходу.

Реакция ребёнка на речь взрослого

В процессе всего эксперимента наблюдайте, как ребёнок реагирует на речь.

Конгруэнтно реагирует на эмоциональный контекст.

Часто смотрит в лицо, когда взрослый говорит.

Не повторяет слова или фразы, которые слышал ранее, если только этого не требует ситуация.

Не понимает эмоционального контекста.

 

Не смотрит в лицо.

Часто и не к месту повторяет слышанные ранее слова и фразы.

Направленные обращения (особенно, когда они в избытке предъявляются ребёнку) могут давать эффект перегрузки (вызывать реакции ухода или протеста).

Реакция на вербальные инструкции

Во время тестирования просите ребёнка, не используя жестов: «Сядь», «Встань», «Дай», «Подними», «Подойди ко мне», «Прыгай», «Хлопай», «Дотронься до носа». Если не выполняет, окажите физическую помощь. Повторите снова ту же команду.

 

Выполняет.

Если допускает ошибку, то после оказания помощи, повторно выполняет верно.

 

Не выполняет сам.

Может быть не достаточно 1-2-3 раза оказания помощи для усвоения смысла инструкции.

Реакция ребёнка на зов.

Когда ребёнок занят чем-либо, позовите его по имени, не используя жестов. Если не реагирует сразу, позовите тише, громче, шёпотом, производными именами. Если не реагирует на зов по имени, можно позвать: «Мальчик!» или «Девочка!» в зависимости от пола данного ребёнка.

 

Часто прерывает действие в ответ на зов по имени, оборачивается к зовущему.

 

Не прерывает действие. Или реагирует очень избирательно, например, оборачивается только на шёпотное обращение, либо не реагирует на имя, но реагирует на «мальчик».

Самостоятельная игра

В начале эксперимента займите позицию молчаливого, незаметного наблюдателя, дайте ребёнку изучить новую обстановку. В течение эксперимента отдайте некоторое время тому, чтобы ребёнок сам выбрал, чем себя занять. Наблюдайте, трудно ли ребёнку играть одному; становится ли его поведение дезорганизованным, появляются ли повторяющиеся нефункциональные виды поведения (стереотипии)? Становится ли слишком активным или замыкается и не делает ничего; проявляет ли неадекватный интерес в использовании пространства и игровых материалов? Появляются ли аутостимуляции, когда экспериментатор не задаёт структуру использования пространства и материалов?

 

Адекватно играет один, используя по возрасту пространство и материалы. Может обращаться к взрослому, желая разделить свои эмоции и интерес.

 

Один играет неадекватно; становиться слишком активным, возбуждённым или расстроенным; проявляет аутостимуляции; неадекватно использует материалы.

Обращение за помощью к взрослому

Сообщение о своих потребностях

В процессе эксперимента наблюдайте, какие действия и предметы привлекают ребёнка, и создайте ситуации, в которых ему было бы нужно попросить помощи взрослого, чтобы получить желанное. Например, когда малыш заинтересовался мыльными пузырями, завинтите крышку потуже и оставьте баночку в зоне досягаемости ребёнка, сделайте вид, что заняты своими делами; подождите некоторое время, если ребёнок не обращается за помощью, скажите: «Можно попросить «Помоги!», покажите жест помощи (коснуться вашей руки). Когда ребёнок заинтересовался игрушкой-открывалкой (Рор-up toy), создайте преграду, прикрыв кнопку ладонью. Предложите ребёнку что-нибудь, что скорее всего его заинтересует, спросив: «Хочешь пузыри?», побуждая ребёнка выразить согласие-несогласие.

Жестом или словами просит о помощи, сообщает о своих потребностях.

Если говорит, может использовать обращение к взрослому, например, «тётя», «дядя» или по имени, названному взрослым в подсказке.

Может выразить согласие и несогласие вербально или жестом.

Даже когда нуждается в помощи, просит о ней косвенно (не глядя на взрослого, может прибегать к "ведению руки": ребенок кладет руку взрослого на нужный ему объект и таким образом использует взрослого как инструмент для получения желаемого). Или аффективно начинает кричать, плакать, когда не может сделать чего-то. Или никогда ни жестами, ни словами не просит помощи, теряет интерес к объекту, с которым не справляется сам.

Даже если пользуется речью, не строит фразу с обращением к человеку и формулировкой просьбы, желания. Может сообщать о потребности в безличной, повелительной форме («Дать пить!»). Требуя чего-то, не смотрит ни в глаза, ни на человека.

После подсказки взрослого («Можно попросить: «Тётя, помоги!») не применяет эту возможность без повторных подсказок в случаях вновь возникшей необходимости.

Не выражает согласие и несогласие вербально или жестом, может кричать или плакать вместо этого, реагировать уходом, если чего-то не хочет.

Прослеживание взгляда взрослого

Завладейте вниманием ребёнка, а потом поверните голову и выразительно посмотрите в другую сторону, словно бы увидели там что-то интересное.

Поворачивает голову в ту сторону, куда смотрит взрослый, стремится проследить, на что смотрит взрослый.

Не реагирует на проявления заинтересованности взрослого, не стремится проследить взгляд взрослого.

Использование указательного жеста

Спросите: «Где окно?», «Где машинка?» и т.п. Назовите несколько любых обычных предметов, которые находятся в поле зрения ребёнка.

Показывает указательным пальцем на что-либо, чтобы попросить об этом.

Показывает указательным пальцем на что-либо, чтобы обозначить свой интерес.

Смотрит на предметы или указывает на них.

Не показывает указательным пальцем на что-либо, чтобы попросить об этом.

Не показывает указательным пальцем на что-либо, чтобы обозначить свой интерес.

Не смотрит на предметы и не указывает на них.

Понимание указательного жеста взрослого

Привлеките внимание ребенка, затем укажите на интересный предмет в противоположной стороне комнаты и скажите: «Смотри!»;

 

если не реагирует, укажите и произнесите: «Ой, посмотри! Это (название игрушки)! » , добавьте эмоциональные восклицания с интонациями удивления, интереса.

Легко понимает указательный жест, переводит свой взгляд в нужную сторону. Ребенок не просто наблюдает за рукой взрослого, а смотрит на указываемый предмет.

Не понимает жест указывания, не поворачивает голову в нужную сторону, не переводит взгляд. Возможно, наблюдает за рукой взрослого, а не смотрит на указываемый предмет.

Разделённый интерес

 

Разделённые эмоции

Приносит показать взрослому заинтересовавшие его предметы.

Пытается привлечь внимание к тому, чем он занимается, демонстрирует свои достижения.

Улыбается в ответ, если видит улыбку взрослого.

Радуясь чему-то или удивляясь, оглядывается на взрослого.

Испытывает удовольствие от совместной игры, сотрудничества, приглашает взрослого к продолжению понравившегося дела.

Не стремится показать другому то, что заинтересовало его, не приносит показать игрушки.

Даже выполнив задание, не пытается привлечь к этому внимание взрослого.

 

Эмоции неконгруэнтны. Может иметь место отсутствие тёплого, радостного выражения во взгляде.

Испытывая интерес к чему-либо, не пытается поделиться эмоциями, сосредоточен на предмете, а не человеке.

С трудом пускает в свою «игру». Либо реагирует уходом на попытки взрослого сблизиться.

свернуть

Консультация для родителей «Как развить у ребёнка черты толерантной личности»

     Воспитание толерантности у детей перестало быть просто веянием моды. Толерантность — это сигнал того, что человек открыт к новым возможностям в различных аспектах жизни. И умение доброжелательно взаимодействовать с абсолютно разными людьми ребенок должен получать именно от родителей.  Но не все родители считают это достаточно важным. Особенно это касается тех, кому в жизни мало приходилось общаться с людьми других стран, религий и т. д. Но дети живут совсем не в таком однородном обществе, как жили родители. Поэтому им нужны совсем новые навыки общения. Это позиция открытости и уважения к различиям, которые существуют среди людей. Это умение отвергать несправедливые стереотипы, преодолевать культурные несовпадения, искать общее и создавать союзы. Воспитание толерантности у детей:  что не заслуживает терпимого отношения? Толерантного отношения заслуживают далеко не все модели поведения, поступки, которые причиняют боль другим, неуважительное отношение, подлость, ложь, воровство и прочее нарушение социальных норм не заслуживает терпимости.

     Как и другие качества, развивать толерантность у детей нужно очень искусно. Еще до того, как ребенок научится говорить, он внимательно следит — и подражает — родителям. Отношение к окружающим настолько неотъемлемо прижилось в психологии родителей, что они редко о нем задумываются. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал. В результате, их дети учатся ценить различия.

 

Что могут сделать родители для формирования толерантности у детей:

1. Разговаривайте о том, что особенности других людей заслуживают принятия и уважения. Это поможет детям больше узнать о ценностях, которые вы стремитесь им привить.

2. Дайте ребенку возможность играть и учиться с детьми, которые отличаются от него. Это позволяет детям узнать на собственном опыте, что каждый из нас имеет свои отличия, и что этими отличиями мы и интересны.

3. Помните, что дети всегда слушают. Задумайтесь, как вы говорите о тех, кто отличается от вас. Не поддерживайте юмор, который увековечивает стереотипы. Многие, на первый взгляд, безобидные шутки подрывают толерантность и уважение

4. Тщательно отбирайте книги, игрушки, музыку, живопись и фильмы. Помните, что медиа и поп культура имеет огромное влияние на формирующийся характер.

5. Указывайте на несправедливые стереотипы и говорите о том, как они показаны в СМИ.

6. Честно и уважительно отвечайте на детские вопросы. Это учит тому, что различия можно и нужно обсуждать, если это делается с уважением.

7. Признавайте и уважайте различия в вашей собственной семье. Демонстрируйте то, что принимаете различные способности, интересы и стили ребенка. Цените уникальность каждого члена вашей семьи.

8. Помните, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения — и должен также относиться к другим с уважением.

9. Помогите ребенку научиться хорошо относиться, прежде всего, к себе.     Дети, которые плохо относятся к себе, и к другим относятся плохо. Дети с сильным чувством собственного достоинства и уважением к себе более склонны относиться и к другим с уважением. Помогите ребенку почувствовать себя признанным, уважаемым и оцененным. Уважать и ценить традиции других нужно, продолжая уважать и ценить свои собственные.

     Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности? Всё просто. Основа толерантности — это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

     Важной задачей воспитания сегодня является понимание и принятие детьми общечеловеческих ценностей (культурных, нравственных, социальных), которые близки и понятны разным народам. Ребёнку следует объяснять, что неуважение той или иной культуры не способствует возникновению взаимопонимания между людьми, а только повышает уровень конфликтности. Важно донести детям доступными способами, что толерантная личность:

-уважает мнение других, доброжелательна, направлена на взаимодействие, способна понять и принять,  любознательна и чутка,   снисходительна.

   Согласитесь, не только дети, но и мы сами, прекрасно понимая, что все мы — разные, не всегда ведём себя адекватно и тактично по отношению к людям. Быть терпимым друг к другу — далеко не просто.

Дух нетерпимости всегда существовал в обществе. Предметом нетерпимости могут выступать такие особенности детей:

-национальные, религиозные,  этнические,  социальные,  половые,  связанные с внешним видом,   связанные с состоянием здоровья, связанные с интересами, увлечениями и привычками.

     Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании — это общение учителя и учеников, построенное на оптимальных условиях, способствующих формированию у школьников культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Толерантные родители, какие они? Всем хорошо известна истина, что ребёнок с рождения должен быть окружён родительской любовью. В идеале, в семье должны господствовать дружелюбные жизнерадостные отношения. Всё это влияет на формирование толерантности у ребёнка. Если же, наоборот, в семье нормальным считается агрессия, вечное недовольство, крики, унижение, неприязнь друг к другу, упрёки — то в такой семье ребёнок не научиться адекватно воспринимать собственную личность и индивидуальность и будет аналогично воспринимать окружающих.

«Это интересно. Психологи утверждают, что если ребёнок постоянно видел в семье агрессию и негатив, то эти проявления могут стать нормой жизни».

Родители должны понимать:

-Если ребёнка регулярно подвергают критике — он будет учиться ненавидеть.

-Если к ребёнку враждебно относятся — он может легко стать агрессивным.

-Если над ребёнком постоянно смеются — он вырастет замкнутым.

-Если ребёнка частенько упрекают — его будет преследовать чувство вины.

-Если ребёнка воспринимают таким, каким он есть — он будет также принимать и людей.

-Если к ребёнку внимательно относятся и поддерживают — он поверит в себя.

-Если с ребёнком честны родители — он станет по-настоящему справедливым.

-Если ребёнок чувствует безопасность — он вырастет оптимистом.

-Если ребёнка понимают и заботятся о нём — он будет верить в любовь.

    При условиях, если родители непоследовательны в воспитании, у ребёнка может сформироваться определённая модель поведения. Например, когда родители сегодня говорят одно, а завтра — вовсе другое, ребёнок будет растерян, беспринципен, озлоблен на окружающих и агрессивен — причём, и в отношении к родителям. Толерантным ребёнка нельзя сделать в одночасье.   Толерантность — это постепенный педагогический труд. И большая роль здесь отводится тому, как ведут себя сами родители.

Если вы внимательные родители, то наши советы помогут воспитать ребёнка в традициях толерантности:

- Научитесь слушать ребёнка и слышать его.

- Учитесь снимать эмоциональное напряжение ребёнка.

- Позволяйте ребёнку выражать эмоции, в том числе и отрицательные.

- Принимайте и любите ребёнка таким, какой он есть.

- Ребёнок будет слушаться и выполнять требования в том случае, если они разумны.

- Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

    Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии. Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении и врагов!

 

Беседа о толерантности

Толерантность детей и взрослых: в чём разница?

Презентация "Толерантность"

Презентация "Толерантность"

свернуть