Защита прав и законных интересов ребенка

Социально опасное положение

Поступление информации о неблагоприятной для детей обстановке

Порядок работы учреждений образования по реализации Положения о признании детей находящимися в социально опасном положении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2019 № 22

Приложения к порядку работы по 22 Постановлению

Социальное расследование

Методические рекомендации по СОП от 01.10.2019

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 24 ноября 2006 г. № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 июля 2008 г. № 43/210/112/121/57 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18"

Общественная приемная по правам ребенка

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем. Права ребенка в последнее время находятся в центре внимания как во всех странах  мира,  так   и  в  нашей республике эта тема является актуальной. Деятельность государственных служб направлена на создание условий, необходимых для нормального развития детей, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, попавших в экстремальные ситуации, сохранение семейного окружения, так как семья – это самая благоприятная среда для жизни ребенка.
 

На базе государственного учреждения образования  «Лидский районный социально-педагогический центр» работает Общественная приёмная по правам ребёнка. Основная цель - оказание информационно-правовой, социальной, психологической и других видов помощи в отношении несовершеннолетних.

В приемную может обратиться несовершеннолетний с заявлением, касающимся его прав, а также взрослые: как родители, так и родственники, которые представляют интересы ребенка в защите его прав, опекуны. Педагоги учреждений образования также могут обратиться в общественную приёмную за помощью в организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

Помощь обратившимся в приёмную общественной комиссии по правам ребёнка оказывают специалисты ГУО «Лидский районный социально-педагогический центр», отдел образования, спорта и туризма Лидского райисполкома, управления по труду, занятости и социальной защите Лидского райисполкома, работники учреждений здравоохранения, органы внутренних дел, а также общественные организации, которые сталкиваются с проблемами детей.  Обращайтесь! Мы будем рады Вам помочь!

Обратиться в Общественную приемную по правам ребенка могут дети, родители, заинтересованные граждане, которым стало известно о нарушении прав детей:

по адресу: г. Лида, ул. Транспортная, д. 4

по телефону: 52-17-64

по электронной почте: lida.spc.by@mаil.гu

 Прием граждан осуществляется ежедневно с 9.00 до 16.00 (кроме субботы, воскресенья).

Ответственный за работу Общественной приемной по правам ребенка – педагог-психолог Дедович Наталья Юрьевна (т. 521531)

Государственное учреждение «Лидский районный территориальный центр социального обслуживания населения» (далее государственное учреждение «ЛРТЦСОН») сообщает, что специалистами учреждения обеспечивается оказание социально-психологических услуг гражданам, пострадавшим от домашнего насилия.
Психологическое консультирование обеспечивается при очном обращении по адресу: г. Лида, ул. Варшавская, 9, а также по телефону «Социального доверия» - 61-10-12.
В случае необходимости получения гражданами, пострадавшими от домашнего насилия, экстренной психологической помощи в нерабочее время {до 22.00), в том числе $ выходные дни, можно обращаться по следующим телефонам:
- январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь 2020 года - +375 29 2684272;
- февраль, апрель, июнь, август, октябрь, декабрь 2020 года - +375 33 6371312.'
Дополнительно сообщаем, что пострадавшие от домашнего насилия могут получить услугу временного приюта в «кризисной» комнате.
Телефон 61-10-12 или +375 29 2684272.
Савчик 611012

Памятка «Ответственность родителей за воспитание и содержание детей» 

«Ответственность родителей за воспитание и содержание детей» 

Уважаемые родители! Воспитание детей — это не только желание и добрая воля родителей, а обязанность, закрепленная на законодательном уровне. В соответствии с частью 3 ст.32 Конституции Республики Беларусь воспитание детей – конституционное право и обязанность родителей, которые имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (ст. 75 КоБС). 

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении. 

В статье 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.  Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

1) не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

2) ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

3) лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом не выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем, имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, которое повлекло совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим, ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность. Данная ответственность предполагает наложение взыскания на одного или обоих родителей взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин. При этом в случае повторного совершения такого деяния несовершеннолетним в течение года, ответственность родителей усилена до двадцати базовых величин.

В связи с этим еще раз хочется обратить внимание родителей:

1. Не оставляйте детей до 14 лет без присмотра статья 159 УК Республики Беларусь «Оставление в опасности»;

2. Обеспечьте себя и своих детей световозвращающими элементами (фликерами), поскольку за их отсутствие на пешеходах в темное время суток предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.18.23 КоАП Республики Беларусь. Жизнь и здоровье детей гораздо дороже стоимости фликера. Объясняйте своим детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательными и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других.

3. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления. Кроме того, сам факт нахождения несовершеннолетних вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23.00 до 06.00 часов влечет административную ответственность по ст. 17.13 КоАП Республики Беларусь. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения вашего сына или дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.

4. Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с воспитателем, своевременно предоставляйте правдивую информацию о своей семье, не препятствуйте посещению педагогов по месту жительства.  Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогам.

5. Больше общайтесь с ребенком. Развивайте творческие способности ребенка, правильно организовывайте свободное время, старайтесь выходные дни проводить вместе с детьми. Прививайте детям санитарно-гигиенические навыки, следите за внешним видом, соблюдайте деловой стиль одежды.

6. Обеспечьте ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь и т.д., своевременно оплачивайте коммунальные платежи, имейте достаточный запас продуктов. Помните, вашим приоритетом   должно быть безопасное жизнеобеспечение детей.

7.  Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!

ПОМНИТЕ! Вы несете полную ответственность за воспитание и содержание своих детей. 

свернуть

Льготы и государственные гарантии семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Памятка для детей с инвалидностью

Памятка для людей с инвалидностью

Государственная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов

Льготы и государственные гарантии семьям,

воспитывающим детей-инвалидов

В Республике Беларусь существует 12 основных правовых актов, которые обеспечивают права лиц с ограниченными возможностями:

1. Кодекс РБ об образовании.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь.

3. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь».

4. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О здравоохранении».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 марта 1993 г. №131 «О предоставлении дополнительных льгот инвалидам с детства».

6. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1995 г. №523 «Об утверждении Положения о порядке обеспечения инвалидов транспортными средствами и компенсации расходов на их транспортное обслуживание».

7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 1129 «О санаторно-курортном лечении инвалидов  в возрасте до 18 лет».

8. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 марта 2002 г. №36 «Об утверждении инструкции о порядке обеспечения техническими средствами социальной реабилитации инвалидов, а также пенсионеров и иных категорий граждан, которые не являются инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в средствах реабилитации, органами по труду и социальной защите Республики Беларусь».

9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РБ от 29.02.2008 №307» («О размере и порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования»).

10. Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII (ред. от 10.11.2008) «О правах ребенка»).

11. Закон от 29.12.2012 № 7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

12. Закон от 14.06.2007 № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

В Республике Беларусь осуществляется эффективная политика в отношении детей-инвалидов, а также направлены меры для социальной защиты данной категории лиц для их полноправного участия в жизни общества. Для этого, детям-инвалидам гарантируется бесплатная медицина, выбор учреждения образования, а также трудоустройство, учитывая их возможности и особенности.

Ниже мы рассмотрим какие именно льготы имеют семьи с детьми-инвалидами и сами дети.

Помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Целенаправленная материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом от 29.12.2012 № 7-3 «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют неработающие и не получающие пенсии мать, отец, опекун, попечитель или другое лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком-инвалидом. Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет имеют также мать или отец, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, назначаются:

1. Социальная пенсия на ребенка-инвалида. Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет не получающим трудовую пенсию назначается социальная пенсия в зависимости от степени утраты здоровья (% от прожиточного минимума).

Социальная пенсия назначается детям-инвалидам до 18 лет определенной степени утраты здоровья в размере:

60%- 1 степень

65%- 2 степень

75%- 3 степень

85%- 4 степень

Время ухода за ребенком-инвалидом засчитывается в стаж работы для назначения трудовых пенсий (ст. 51 Закона №1596-ХII). При этом матери имеют право на пенсию по возрасту при достижении 50 лет, если они воспитывали ребенка-инвалида в течение 8 лет до его совершеннолетия и при стаже работы не менее 20 лет.

2. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет выплачивается неработающему и не получающему пенсии, однако ухаживающему за таким ребенком лицу (отец, мать, опекун, усыновитель, попечитель). Данное пособие составляет 65% от прожиточного минимума, причем независимо от степени утраты здоровья.

3. Ежемесячные пособия на детей, воспитываемых в семье.

Также, если в семье есть ребенок-инвалид, то на других детей в этой семье, независимо от совокупного дохода на каждого члена семье, выплачивается пособие в размере 30% прожиточного минимума, а на самого ребенка-инвалида выплачивается надбавка 40% пособия.

4. Пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей.

Семьи, у которых совокупный доход на каждого члена семьи не больше прожиточного минимума, могут рассчитывать на бесплатное обеспечение продуктами питания для детей первых 2-х лет жизни. Кроме того, может предоставляться адресная социальная помощь в виде ежемесячного и (или) единовременного пособия на приобретение продуктов питания, одежды, школьных принадлежностей и так далее.

Трудовые льготы

1. По заявлению лица, воспитывающего ребенка-инвалида до 18 лет, предоставляется ежемесячно 1 дополнительный свободный от работы день с сохранением 100% среднего дневного заработка. Также, матери (отцу, опекуну, попечителю) воспитывающему ребенка-инвалида до 18 лет предоставляется 1 дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка, при наличии письменного заявления. (Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 31.12.2009) "Трудовой кодекс Республики Беларусь", статья 265).

2. Одиноким матерям, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, не допускается отказ в заключении трудового договора и снижения заработной платы по мотивам, связанным с наличием ребенка-инвалида.

Льготы на трудовой отпуск для матери ребенка-инвалида

1. Возможность взять трудовой отпуск до истечения 6 месяцев работы, а также отпуск до 14 календарных дней без сохранения заработной платы.

2. Имеет право сама выбрать время для отпуска.

3. Наниматель не вправе отказать одинокой матери при приеме на работу и снижать ей заработную плату по причине наличия ребенка-инвалида.

4. Привлечение к сверхурочным работам (ночным), служебным командировкам может быть только с письменного согласия.

5. В стаж работы включается период ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Кроме того, если мать воспитывает ребенка-инвалида не менее 8 лет и при стаже работы не менее 20 лет, то она имеет право выйти на пенсию по достижению 50 лет.

Льготы в сфере жилищного законодательства

1. Предоставление жилых помещений на нижних этажах или в домах, имеющих лифты.

2. Вне очереди в списки нуждающихся в улучшении могут быть включены граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.

3. Право на получение жилого помещения социального пользования имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствие со ст. 111 Жилищного Кодекса Республики Беларусь от 28 августа 2012 г. № 428-З:

· граждане, имеющие заболевания, и граждане, в составе семей которых имеются дети, имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире;

·граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды;

·инвалиды I и II группы.

4. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусьот6 января 2012 г. № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений» граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы имеют право на:

·внеочередное получение льготных кредитов;

·право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений;

·на получение одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Правовые гарантии в области здравоохранения

В соответствие с Законом Республики Беларусьот14 июня 2007 г. № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее Закон № 239-З) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляется право на:

- бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п.п.1.13. ст.10 Закона № 239-З);

- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства (п.п. 2.2. ст.11 Закона № 239-З);

- право на бесплатное обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (п.п.2.2 ст.11 Закона № 239-З);

Филиал - Лидская протезно-ортопедическая мастерская - г. Лида, ул. Варшавская, 9. Инспектор стола заказов: Зубель Людмила Ивановна. Телефон: 61-15-09

Для оформления заказа следует предъявить следующие документы:

1. Заявление (при личном обращении граждан заявление не требуется).

2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения (ВКК).

3. Документ, удостоверяющий личность.

4. Свидетельство о рождении ребенка.

5. Удостоверение ребенка-инвалида (на первоочередное)

- бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний); лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения (п.п.4.7 п.4, п.5 ст. 12 Закона № 239-З).

Лицам, имеющим право на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с настоящим Законом, может быть выделено в течение календарного года не более одной путевки, за исключением: лиц, сопровождающих на санаторно-курортное лечение инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы вследствие профзаболевания или трудового увечья социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется в случаях, когда они не имеют права на оплату подгузников за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Льготы по проезду в транспорте

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет предоставляется право на бесплатный проезд на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а также лицу сопровождающему ребенка-инвалида, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства (п.13 и п.17 ст.13 Закона о льготах).

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, а также лица, сопровождающие их по направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно имеют право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) (пп. 12 и 17 ст. 14 Закона о льготах).

Правовые гарантии и льготы в сфере образования

Согласно положениям Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII (ред. от 17.07.2009) «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» для детей-инвалидов создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, то есть формируются интегрированные группы. Дети-инвалиды, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, направляются в специальные дошкольные учреждения с согласия их законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

В случае, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных учреждениях и учебных заведениях, то по желанию родителей воспитание и обучение их производится на дому. Соответствующие учебно-воспитательные учреждения оказывают помощь родителям в обучении детей-инвалидов на дому.

Органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам, создавая для этого необходимые условия.

Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости – в специальных учебных заведениях.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 27.03.2014 № 266 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.02.2008г. №307» установлено, что плата за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования, финансируемых из республиканского и местных бюджетов, не взимается с родителей (законных представителей), имеющих детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (на здорового ребенка из этой же семьи взимается). Плата за питание снижается на 50% для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; на 30% - для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Льгот по оплате за питание остальных детей из семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, не предусмотрено.

Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, обеспечение условий для получения образования на всех уровнях основного образования, а также дополнительного образования (ст.31 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII (ред. от 10.11.2008) «О правах ребенка»).

 
свернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

Брошюра "Ответственность родителей за воспитание детей"

Памятка об ответственности родителей за оставление своих детей без присмотра

Правовая информация для родителей "Официальное разъяснение Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»"

Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних детей

 

Уважаемые родители!

Нет ничего более ценного для каждого родителя, чем благополучие ребенка и его безопасность.

Семья для ребенка является первым институтом социализации. Именно в семье он получает первые навыки общения с окружающим миром, «впитывает» правила поведения и нормы, установленные в обществе.

Ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь. Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.

В статье 32 Конституции Республики Беларусь указано, что:

«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».

Ответственность семьи за ребенка закреплена и статьей 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:

«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».

Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.

В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.

За те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, наступает ответственность в видештрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Частью 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» закреплено, что:

«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.

Ответственность в данном случае  наступает по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Правонарушение, предусмотренное данной статьей, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.

За его совершение предусмотрено административное взысканиев виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин.

За то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, предусмотрено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

При этом протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.

Согласно статьи 943 Гражданского кодекса Республики Беларусь материальный или моральный вред, причиненный действиями несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, подлежит возмещению непосредственнымпричинителем вреда.

Законные представители этого лица, несут ответственность в том случае, если у несовершеннолетнего нет достаточного заработка или имущества для возмещения вреда.

Обязанность родителей (усыновителей, попечителя) по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия, либо в случае, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Также следует учитывать, что в соответствии со статьей 944 Гражданского кодекса Республики Беларусь ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним, может быть возложен судом на родителя, лишенного родительских прав, в течение трех лет после лишения родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей.

Кроме обязанности заниматься воспитанием ребенка, родители обязаны и содержать его.

Статья 174 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении.

В случае уклонения родителей более трех месяцев в течение года от уплаты по судебному постановлению средств на содержание несовершеннолетних или совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в материальной помощи детей может бытьназначено наказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

За уклонение родителей от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, предусмотренонаказание в виде общественных работ, или исправительных работ на срок до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на срок до одного года.

По ч.3 ст.174 УК, за вышеуказанные деяния, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении, наступает ответственность в виде исправительных работ на срок от одного года до двух лет, или арест, или ограничение свободы на срок от одного года до трех лет, или лишение свободы на срок до двух лет.

К сожалению, следует констатировать, что ежегодно в нашей стране от внешних причин гибнут дети. Причиной тому не только детская беспечность, но и безответственное поведение самих родителей.

Именно поэтому статьей 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь введена ответственность за оставление в опасности.

За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться,

 предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.

В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,–

наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет. 

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, в том числе Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»,

в соответствии с которым, дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Уважаемые родители!

Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны. 

Правовые знания помогут Вам сделать детство Вашего ребенка безопасным! 

Вам следует знать:

Статья 189 КоБС РБ "Право на защиту"

Статья 18 Закона Республики Беларусь "Об оказании психологической помощи": "Условия оказания психологической помощи"

Статья УК РБ № 159 «Оставление в опасности»

Статья КоАП РБ № 9.4 «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей»

Статья КоАП РБ 17.13. «Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища»

Статья № 17.3 КоАП РБ «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте»

Статья № 328 УК РБ «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов»

Статья УК РБ № 331 «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»

Статья УК БР 168 (Глава № 20 УК РБ «Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы»)

Статья УК РБ № 343 «Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера»

Статья УК РБ № 340 «Заведомо ложное сообщение об опасности»

Статья УК РБ № 293 «Массовые беспорядки» (участие в массовых беспорядках)

Статья УК РБ № 342 «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»

Статья КоАП РБ 17.1 «Мелкое хулиганство»

Статья КоАП РБ 15.45 «Жестокое обращение с животными»

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ответственность обучающихся в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании

 
свернуть

Профилактика семейного неблагополучия

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении"

Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государственных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведения социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ 91-З от 06.01.2021)

Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности.

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своимиправами и (или) жестокообращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей).

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4,17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть