Информация для родителей  «Играем пальчиками и развиваем речь»

Информация для родителей

 «Играем пальчиками и развиваем речь»

 

Подготовила: учитель-дефектолог

Давидович И.В.

 

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, растяжение, расслабление. И поэтому используются следующие приемы:

  • систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений.
  • все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любой результат ребенка должен быть замечен воспитателем.
  • если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре.

Для проведения упражнений используется следующее оборудование: подносы, картон, бумага; простой и цветные карандаши; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, понадобится следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни, льна, крупа (манная, гречневая, пшённая, рис, кукурузная.

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проводя пальчиком по крупе, получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: линии, домики, круги, заборы, облака. Можно изучать форму, буквы и цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной.

Не менее эффективен прием «сухого бассейна» : для этого нужна небольшая емкость, таз. Наполняется он горохом, фасолью или рисом. Для проведения упражнений используются пластиковые баночки и бутылочки, коробочки, палочки. В «сухой бассейн» бросаются мелкие игрушки, камушки дети с интересом "ищут клад". Задания интересны, так как дети находят, захватывают и держат предмет ладонью.

На первых этапах работы можно предложить ребенку отсортировать крупу, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При работе с крупой используются различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты, стихи. Крупа и бобовые будут полезны в следующих упражнениях:

- массаж ладоней с помощью горошины;

- раскладывание в мисочки;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;

- выкладывание цифр, букв.

Велико разнообразие поделок, которые можно смастерить из подручных средств. Кроме доставленного удовольствия эта работа развивает у детей координацию движений, внимательность, изобретательность и расширяет словарный запас, их представления о формах и размерах предметов. Дети могут фантазировать и изобретать. Дети делают разнообразные поделки, аппликации с крупой и являются участниками Всероссийских творческих конкурсов в номинации декоративно-прикладное искусство.

Регулярно используя метод крупотерапии на занятиях, отмечается улучшение мелкой моторики: улучшилась тактильно — кинестетическая чувствительность, понизилась мышечная напряженность, расширился словарный запас детей. Личностно - ориентированный подход в работе с детьми способствовал улучшению памяти и внимания, у них повысилась работоспособность, снизился уровень утомляемости. Таким образом, в результате проведенной работы по применению метода крупотерапии с детьми, можно утверждать, что этот нетрадиционный метод прост и очень эффективен в своем использовании.

 

Литература:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3.Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000