Консультация для  родителей «Как помочь ребёнку заговорить?»

Консультация для  родителей

«Как помочь ребёнку заговорить?»

 

Подготовила: учитель-дефектолог

Давидович И.В

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного обучения. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слов.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми и с детьми: и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить суть игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться и воспитателям в детском саду, и дома родителям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Дети всегда говорят на том языке, на котором говорят их родители. Но речевые звуки не просто механически повторяются ребёнком, а выражают и отражают его собственные впечатления, его действия, его отношения, благодаря чему они становится собственными словами маленького человека, а не детскими копиями слов взрослых. Поэтому, пытаясь помочь своему ребёнку быстрее и лучше заговорить, родителям не только нужно заботиться о правильном произношении слов малышом, но и, прежде всего, стремиться к тому, чтобы ребёнок  активно воспринимал мир, самостоятельно действовал в нём и выражал свои, именно свои, впечатления посредством речи.

        Ниже приведены несколько приемов, направленных на развитие речи, которые можно использовать при занятиях с детьми. Все они основаны на включении речи ребёнка в его действия, общение со взрослыми, восприятие разнообразных впечатлений.

Совместное рассматривание предметов

Понаблюдайте вместе с ребёнком за каким – нибудь объектом – живым или игрушечным. При этом выразительно рассказывайте о том, что видит ребёнок. Например: "Смотри, какая киса, какие у неё лапки, какой хвостик! Потрогай, какая у неё мягкая шубка. Давай её позовём: "Киса, киса иди сюда ". Или: "Смотри, какая машинка! У неё колесики, вон какие дверцы, окошки, она может вот как ездить по столу… Поехала машинка, давай скажем вместе – поехала машинка "и пр.

Чтение потешек

Повторяйте многократно малышу простенький стишок или потешку ("Ладушки ","Сороку – ворону ", детские стихи А.Барто,"Курочку – Рябу" и т.д.). Когда текст уже достаточно хорошо знаком ребёнку, можно делать в конце каждой строки паузу, чтобы побуждать его к произнесению недостающих слов. Например: «Я люблю свою… лошадку ". Или:"Жили – были дед… и баба ". Так получается своеобразный диалог, в котором ребёнок "подсказывает "взрослому нужные слова. Обычно такое договаривание недостающих слов приносит малышу большое удовольствие.

Рассматривание картинок

Вместе с ребёнком, рассматривайте разные картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. "Это кто? – Спрашивает взрослых. – А это кто? Что он делает ", "А где птичка? ", "Покажи дерево"... Если ребёнок молчит, можно подсказать ответ, но после этого всё же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.

Поручения

Попросите ребёнка что-то найти, принести или показать. Сложность такого поручение зависит от уровня развития речи ребёнка – как пассивной, так активной. Поручение взрослого должно быть понятно и доступно ребёнку. И в то же время для его выполнения от малыша требуется определённая сосредоточенность, оно не должно выполняться механически. Наиболее простая просьба – принести игрушку, когда она лежит на виду и ничто не отвлекает от неё внимание ребёнка. С таким поручением справляются уже многие годовалые дети.

Более сложное поручение – найти и принести игрушку, находящуюся сначала среди двух, потом трёх и более предметов. Ещё труднее ребёнку отыскать предмет, находящийся где-то в стороне. Малыша постарше уже может попросить найти не один, а два предмета: "принеси сначала мишку, а потом мячик ". Так, постепенно усложняя поручения, ребёнка приучают регулировать свои действия словом.

Желаем успеха!