Консультация для родителей  «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

Консультация для родителей

 «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков»

Подготовила: учитель-дефектолог

Яроцкая А.В.

Уважаемые родители! Когда позади остался трудный этап постановки звука, когда почувствовали вкус первых побед, на очереди - этап автоматизации этих звуков сначала  в слогах, затем в словах и в речи. Успех этой работы зависит от активной позиции родителей, от правильно организованной совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей. Нередко можно слышать жалобы на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.

      Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Как увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал?

      В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:

  • во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
  • во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
  • в-третьих, ребенка нужно заинтересовать если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».

        Выход из данной ситуации прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими руками.   Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают большой интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Эти игры, как правило, многофункциональны и решают и другие задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматических категорий.

        В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка - игра.

Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для мелкой моторики и т.д

Игровые методы позволяют решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
  • увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук.

Речь совершенствуется   под влиянием кинетических импульсов    от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с участием  пальцев рук, с развитием мелкой моторики.

Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку некоторых настольных игр и пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику.

 

  1. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей рекомендую использовать:
  • Упражнения "Игра на пианино". «Клавиатуру» пианино можно начертить на картоне, на потолочной плитке и т.п. Ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз:

РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО       РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ

 

Р Ы -Р Ы -Р Ы-Р Ы-Р Ы                              РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.

 

  • Тренажер «Дорожка с кнопочками».

Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» пуговичку, кружок, цветок и т.д.). Сколько кнопочек - столько повторов. Сделать это пособие можно легко из подручного материала - старых поясков, ремешков, галстуков. Достаточно отрезать нужную длину (40 - 50 см) нашить пуговицы или наклеить предметы - 5-10.

  • Шурочки, на которые нанизываются крупные бусины, крышечки или просто завязываются узелки во время произношения.
  • Ленточки, тесемочки - ребенок наматывает на пальчик , при этом проговаривает слоги.

 

  1. Игры для автоматизации звуков в словах.

Цель этих игр – выделение слов на заданный звук, произношение слов в сочетании с действиями   мелкой моторики рук.

  • “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях. Закрепление пространственных  положений – рядом, слева, справа, между.

               

  • Собери бусы».

Для этой игры нужны картинки круглой формы с двумя отверстиями. Ребенок продевает шнурок в эти отверстия, нанизывая выбранную картинку, при этом четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, нанизывая бусы на 2 шнурка.

  • «Солнышко».

Для прикрепления картинок на лучики солнышка понадобятся прищепки. Выбрав картинку, ребенок прикрепляет ее к сектору солнышка, четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, используя   2-3 «Солнышка».

  • «Собери ромашку».

 Для прикрепления картинок  на лепестки ромашки понадобятся крупные объемные канцелярские скрепки.  Можно наряду с автоматизацией отрабатывать дифференциацию звуков по мягкости- твердости.

  • Игры-бродилки.

Ребенок проводит пальчиком по извилистому маршруту в соответствии с правилами игры,  при этом четко называя картинки.

  • «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.  Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и  устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
  • «Звуковое лото».

Понадобится карточки, разделенные на 6-9 квадратов-игровое поле. На каждой карточке буквой обозначен звук, на который участник выбирает картинки и кладет в пустые квадраты, заполняя игровое поле. Картинки выбираются на слух, их достает и называет ведущий.

Я надеюсь, что эти рекомендации были полезны и предлагаю вам  активно включиться в работу по их изготовлению, чтобы потом оптимизировать сложный процесс  автоматизации звуков и  коррекции звукопроизношения.

Список литературных источников:

  1. Батаршинова Т.Б. Автоматизация звуков /тренажер-шаблон «Баскетбол»/
  2. Комарова Л.А. Альбомы по автоматизации звуков. – М. 2009г.
  3. Косинова Е.М. Азбука правильного произношения. – М. 2005г. 4. Шичанина О.В. Речевые игры и упражнения.// «Логопед» – 23 сентября 2005г