Консультация «Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Кинетический песок как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Подготовила: учитель-дефектолог

Яроцкая А.В.

«Часто руки знают, как распутать то, что не может понять разум»

Карл Густав Юнг

 

          Нетрадиционные методы воздействия в работе  становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

          Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. А как известно основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

Кинетический песок - это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса.

Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Потребность детей играть с песком позволяет использовать этот материал в коррекционно - развивающей работе  в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

 

Примерные упражнения по развитию дыхания

 

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы ребенок набирал воздух через нос, выдыхал медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу».

 От детской машинки проводится неглубокая канавка в песке. Ребенок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой

 «Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу.

Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

          Артикуляционные упражнения 

 «Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажем непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку. 

Автоматизация звуков

«ГОРОЧКА»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения -выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«ДОРОЖКА»

Произносить заданны слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая

по песку ладошками.

«СОВПАДЕНИЕ»

Родитель  закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной  ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Упражнения на развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

 

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Родитель  рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, родитель заканчивает фразу (и наоборот).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)

Использование песочной терапии дает положительные результаты. 

 Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными, снимается  мышечная напряжённость,  возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон.