Консультация «Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений для автоматизации звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей

«Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений для автоматизации звуков в домашних условиях»

 

Подготовила: учитель-дефектолог

Яроцкая А.В.

   Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.

   Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.

   Первая игра называется «Магазин», для нее вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки.

   Цель игры: выделение слов с заданным звуком.

   Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».

   - Следующая игра, которую вы можете провести с ребенком дома

   «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики.

   Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.

  Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».

   «Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор пока башня не будет разрушена.

   Кроме таких игр на автоматизацию можно использовать

   Двигательные игры:

  • по веревочке ходим - приставляем носок ноги к пятке и проговариваем;
  • кегли - сколько сбили, столько раз произнесли;
  • Разложить цифры от 1 до 10, ребенок шагает на каждую цифру и называет слово в том количестве, какая цифра указана (1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 5 шишек и т. д.);
  • "называй и шагай" (ребенок повторяет слог / слово / чистоговорку / предложение, если звук чистый - шаг вперед, если плохой - назад, задача - дойти до противоположной стены);
  • " у меня нет. " - ребенок называет картинку, потом прячем за спину, говорит: "у меня нет. (слово в родительном падеже)";

   Из втулок можно изготовить такую игру:

   «Подзорная труба»

  Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой, и далее с ребенком отрабатываем В. п. сущ., с помощью игры.

  «Что я вижу»: ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребёнок отвечает: «я вижу…» можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.

    При автоматизации звука [Ж], например, по этой же схеме, вижу жука, вижу лужу и т. д.

   При автоматизации звука [Л], я увидел стул, я увидел мел и т. д. А ещё через неё можно переговариваться, взрослый шёпотом произносит слова или предложения, ребёнок слушает через трубочку, затем повторяет громко, что услышал.

   «Дорожка с   кнопочками».

   Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (пуговичку, кружок, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов. Сделать это пособие можно легко из подручного материала – старых поясков, ремешков, галстуков. Достаточно  отрезать нужную длину (40 – 50 см) нашить пуговицы или наклеить предметы- 5-10.

   Все перечисленные игры значительно облегчат процесс автоматизации звуков в речи вашему ребенку и украсят приятными, положительными эмоциями ваше общение и совместно проведенное время.