Консультация «Особенности детско-родительских отношений на различных этапах психического развития ребенка»

Подготовила: педагог-психолог

Третьякевич М.Д.

Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых периодов в жизни человека и, несомненно, находится под особо пристальным вниманием ученых и практиков, как момент становления личности. Именно на данном этапе ребенку свойственно ускоренно развиваться, он активно познает и осваивает широкий спектр различных видов деятельности, раскрывает новые свойства личности. В период дошкольного детства формируются самосознание, самооценка и определенная иерархия мотивов, и их соподчинение. Так же в это время наиболее существенным является влияние семьи на развитие ребенка и детско-родительских отношений.

Детско-родительские отношения – это та микросреда, которая обуславливает и физическое и психическое развитие ребенка, определяет формирование личности ребенка, черты его характера (тревожность, агрессивность, зависимость и др.), различные стратегии взаимодействия с окружающими людьми.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т. д.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность семьи, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Порою родителям кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создать условия для этого.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка с близкими взрослыми является главным и решающим условием становления всех его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр.

Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.

В старшем дошкольном возрасте складывается новая потребность - потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку уже недостаточно просто внимания и совместных игр. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к нему, к его вопросам, интересам и действиям. В возрасте 5-7 лет потребность в уважении, в признании взрослым становится основной потребностью малыша

Семья является той ареной, среди которой беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы, все это является преддверием фундаментом правильной, литературной и устной речи.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают не познавательные, а личностные темы, касающиеся жизни людей. Родители по-прежнему остаются для ребенка источником новых знаний. Но для дошкольника становится очень важно оценить те или иные качества и поступки, при этом весьма существенно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и с ровесниками.

Такое стремление должны, конечно, поддерживать родители. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между собой. Если ребенок уверен, что взрослый хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно, по-деловому относиться к замечаниям старших.

Родитель является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, не только партнером по игре, но конкретной личностью с определенными качествами. Все эти качества очень важны для старшего дошкольника.

Итак, в первые семь лет жизни последовательно возникают главные виды потребности ребенка в общении ребенка с другими людьми: потребность во внимании, в сотрудничестве, уважении, сопереживании и взаимопонимании. От того, как и насколько полно родители удовлетворяют эти потребности, зависят не только их отношения с ребенком, но и успешность развития самого ребенка, т.е. своевременное формирование его способностей и личностных качеств.

Физическое и психическое развитие ребенка во многом зависит от общения ребенка со взрослым, от того, как протекает это общение, особенно в контексте детско-родительских отношений. Насколько удовлетворена потребность ребенка во взаимодействии с другими людьми, как складываются детскородительские отношения, насколько они гармоничные, благоприятные, будет зависеть не только развитие черт характера, личностных качеств, самооценка, мироощущение ребенка, но и все его дальнейшие отношения с другими людьми, и со сверстниками, и с окружающими его взрослыми.

Детско-родительские отношения – это такой компонент, который оказывает влияние на все сферы личности ребенка (эмоциональную, коммуникативную, познавательную и другие). Таким образом, взаимодействие ребенка с родителями – это самый первый опыт взаимодействия с окружающим миром, который закрепляется, и как следствие, формирует определенные модели поведения с другими людьми – и со взрослыми и со сверстниками.

 

Список использованных источников:

1.https://psihdocs.ru/konsuletaciya-dlya-roditelej-vliyanie-detsko-roditeleskih-otno.html

2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – С. 337-339.

  1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. – №6. – С. 63.

4.Годовикова, Д.Б. Общение ребенка с взрослым // Дошкольное воспитание. – 1988. – №5. – С. 42-52. 4. Лесгафт, П