Консультация «Кто сильнее, тот и прав?»

                                                                                           

Подготовила: педагог – психолог

Третьякевич М.Д.

 

Среди дискуссий на тему различий между мужчиной и женщиной центральным является спор, кто сильнее. Оно и понятно: законы природы таковы: кто сильней, тот и имеет все блага, у того власть над другими. В нашем обществе рьяно отстаивается убеждение, что мужчина сильнее, а женщине присвоена («припечатана») лэйбла - «слабый пол».

Кому выгодно распространение и поддерживание веры в это иррациональное утверждение? Конечно же, мужчинам. До сих пор мужчина считается главой семьи, а женщина выходит «за мужа», т.е. ее личность в семье отодвигается на второй план, а в первую очередь ее ценят за роль матери и хозяйки. Но именно потому, что женщина должна рожать детей, природа сделала ее организм выносливей, сильнее, долговечнее. Для этого женщина должна брать энергию извне, и она умеет это делать. Мужчина не способен радоваться и заряжаться энергией внешних событий так, как это делает женщина. Женщина сильнее не только в плане выносливости, она лучше переносит и психоэмоциональные нагрузки. Это обусловлено, опять-таки же тем, что она чисто интуитивно грамотнее обращается с энергетическими потоками, не накапливая в себе заряд отрицательной энергии, т.е. негативных эмоций. Что-то ее расстроило – она выплакалась, рассказала об этом матери и подругам, получила отовсюду одобрение.

Позиция «силы» мужчину здесь подводит. Ведь, в связи с этим обстоятельством, он считает, что плакать, и вообще показывать свои эмоции не должен, поэтому закрывает выход негативной энергии, и она начинает разрушать его изнутри…

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос добрым, ласковым, хорошо относился к окружающим его людям. И поэтому часто удивляются, когда милый, воспитанный малыш вдруг начинает обижать младшего братишку или сестренку, щипать и таскать за хвост кошку, смеяться над тем, как медленно ходит старенькая бабушка... Какие истоки имеет стремление обидеть слабого?

Ответ на этот вопрос не так уж сложен, как считают многие родители. Подобное поведение ребенка может быть вызвано желанием привлечь к себе внимание, самоутвердиться, повысить свою самооценку, а может выражать первые признаки агрессивного поведения. Однако все эти проявления (в подавляющем большинстве случаев неосознанные) имеют в своей основе отношение к ребенку в семье взрослых -родителей и других членов семьи, особенности их стиля воспитания и взаимоотношений между собой.

Недополучая родительское тепло в течение длительного времени, ребенок начинает чувствовать себя недостаточно «хорошим» по отношению к окружающим его людям. Утвердить свою самооценку, самостоятельно сравнивая себя с окружающими, он не может, ему необходимо постоянное подтверждение своей значимости со стороны близких взрослых. Честно говоря, ведь далеко не каждый взрослый человек настолько самодостаточен, чтобы быть довольным собой, не получая поощрений от других людей! Что же тогда говорить о детях, чей опыт общения измеряется несколькими годами и примерно десятком-двумя людей! Вот малыш и начинает доказывать свою состоятельность, свое превосходство над теми, кто наиболее доступен, кто слабее его.

Большое значение здесь имеет и иерархия отношений в семье. Если родители с уважением относятся друг к другу, к своим родителям, не выделяют постоянно кого-то из детей («ты старший — значит, ты главный»), и каждый в семье имеет право на отстаивание собственного мнения, то и проблема «сильный - слабый» чаще всего не стоит. Если же отношения строятся по принципу «кто сильнее, тот и прав», то неудивительно, что ребенок уже практически с пеленок усваивает подобную манеру общения.

Многие родители склонны расценивать подобное поведение детей как проявление патологической «ненормальной» агрессивности. Причем чаще всего это случается в тех семьях, где от детей требуют абсолютного послушания и соблюдения правил поведения; их достаточно жестко наказывают за проступки. Или там, где в семье существует эмоциональная нестабильность, дети часто становятся свидетелями или участниками «разборок» взрослых; где их часто и несправедливо наказывают «под горячую руку».

В подобных случаях, не имея возможности ответить на поступки старших, изменить их отношение к себе, ребенок направляет агрессию на еще более беззащитные объекты. Это могут быть младшие братья или сестры, просто более слабые или младшие дети. Это могут быть родственники, имеющие в семье более низкий социальный статус -например, бабушки и дедушки. Иногда агрессивность может обращаться на животных, растения, игрушки, другие неодушевленные предметы.

Эффект от наказания действует лишь до того времени, пока ребенок чувствует над собой «карающую руку». Оказавшись вне досягаемости родителей, он начинает чувствовать свою безнаказанность по отношению к более слабым. А если родители не только в отношении ребенка, но и между собой проявляют эмоциональную холодность, резкость, нетерпимость и агрессивность, то ребенок в своем поведении лишь копирует их стиль общения.

Однако похожий «результат» воспитания часто возникает и в тех семьях, где наказания практически не применяются, но дети растут в атмосфере безэмоциональности; где поощряются только «хорошие поступки». Ребенка хвалят только за то, что он сделал что-то полезное, чему-то научился: выучил уроки, вымыл посуду, погулял с собакой... Он растет как бы в замкнутой сфере душевной пустоты, не получая одобрения родителей, не чувствуя, что его любят просто за то, что он есть.

Как показали недавние исследования, такие отчужденные отношения провоцируют агрессивное поведение у детей даже больше, чем суровые наказания. С наказаниями дети в душе могут справиться, согласиться с тем, что они заслуженные. Понять же причину душевного холода маленький человек не сможет никогда.

 

 

Список использованных источников:

  1. http://kocha-shkola.ucoz.ru/index/konsultacii_pedagoga_psikhologa/0-77
  2. https://ds6schuchin.schools.by/pages/konsultatsii-buklety-pamjatki